Facebook Pixel
IT

«Ни на один из проектов, которые я веду, нет государственного бюджета». Интервью с заместителем министра цифровой трансформации Валерией Ионан

Фото: facebook / Валерия Ионан

Фото: facebook / Валерия Ионан

Валерия Ионан, заместитель министра цифровой трансформации

Министерство цифровой трансформации запустило новые онлайн-платформы «Дія. Бізнес» и «Дія. Освіта». Здесь объясняют бизнес-процессы, разъясняют азы финансов и маркетинга, рассказывают о кредитных программах, раскладывают по полочкам конкретные истории успеха, а также учат составлять резюме и находить работу в любом возрасте. И все это в виде игровых сериалов с украинскими звездами в главных ролях. Как научиться компьютерной грамотности и хорошо зарабатывать, какие новые профессии будут востребованы в ближайшие годы, как защитить свою семью в интернете, как искусственный интеллект поможет государству – об этом The Page расспросило замминистра цифровой трансформации Валерию Ионан.

– Для чего нужно Министерство цифровой трансформации?

– Министерство цифровой трансформации было создано в сентябре 2019 года. Президент в своей программе пообещал проект государства в смартфоне. Что такое государство в смартфоне? Именно на этот вопрос отвечают четыре ключевые цели нашего министерства. Первая – сделать за три года 100% публичных услуг доступными онлайн. Вторая – покрыть всю страну доступом к сети, чтобы в каждом маленьком городке, селе и на автобанах был доступ к интернету. Третья – научить 6 миллионов украинцев цифровой грамотности. И четвертая – увеличить долю ІТ в ВВП страны с 3% до 10%, то есть развить IT-индустрию.

Фактически министерство было создано для того, чтобы реализовать проект «Государство в смартфоне» и провести цифровизацию всей страны. С другой стороны, это такое радикальное изменение, которого так долго ждала Украина, поэтому такое министерство рано или поздно должно было появиться. Похожие ведомства есть и в европейских странах. Некоторые совмещены с другими министерствами, например, экономики. Думаю, это реальный вызов современности, на который Украина уже давно должна была ответить.

– Первой ласточкой была «Дія». Это и есть государство в смартфоне?

– Совершенно верно. «Дія» – это бренд цифрового государства. Это еще и акроним, который расшифровывается как «Государство и я» (от укр. «Держава і я». — Ред.) Основные проекты, которые создаются в нашем министерстве, реализуются под этим брендом. Так, например, есть приложение «Дія», которое скачали уже более двух миллионов граждан. Есть сайт «Дія. Послуги», который запустили несколько недель назад, где есть возможность закрыть и открыть ФОП (от укр. «фізична особа-підприємець». — Ред.), а также еще около 20 различных услуг. Также есть «Дія. Цифрова освіта». Это проект, в котором мы ставим цель научить шесть миллионов украинцев цифровой грамотности за три года. И проект «Дія. Бізнес», который имеет целью развитие предпринимательства в Украине.

– А почему с первой «Дією» возникают проблемы? Люди не могут найти там свои водительские удостоверения.

– Мобильное приложение «Дія» – это фактически цифровое отображение тех данных о гражданине, которые содержатся в реестре. Реестр транспортных средств МВД создан в 2013 году — именно тогда он начал наполняться, а до этого времени все данные хранились исключительно в бумажных архивах. Соответственно цифровые удостоверения водителя или свидетельства о регистрации транспортных средств в приложении «Дія» имеют преимущественно те, кто получал эти документы после 2013 года.

Конечно, бывают случаи, когда даже новые документы в приложении не отображаются. Такое может случиться, если в реестр внесены данные с ошибкой — банально оператор мог ошибиться одной буквой в фамилии или цифрой в номере ИНН, и система уже не сможет верно идентифицировать человека. Однако это можно исправить. Прежде всего стоит обратиться в техническую поддержку. Они проверят, все ли хорошо, и посоветуют вам следующие шаги. Зачастую надо просто верифицировать свои права повторно, и в технической поддержке вам расскажут, как это сделать.

Также мы позаботились о том, чтобы владельцы старых документов тоже имели возможность пользоваться нашей «Дією». Одновременно с запуском первого релиза появился еще один сервис: возможность подать заявку на изменение документа онлайн. Однако эта процедура связана с получением медицинской справки, а это можно сделать только офлайн. Сейчас эта функция доступна на Едином портале государственных услуг «Дія».

Так будет не всегда. Для этого Минцифры отрабатывает реформу здравоохранения – внедрение системы eHealth. Согласно предварительным планам, медицинские справки до середины этого года будут отменены и введены медицинские выводы в едином реестре, из которого все органы власти смогут получать эту информацию онлайн через систему eHealth.

QuoteДо середины этого года медицинские справки будут отменены и введены медицинские выводы в едином реестре, из которого все органы власти смогут получать эту информацию онлайн через систему eHealth.

– А почему в министерстве ставят цель научить цифровой грамотности именно шесть миллионов? Почему не больше и не меньше?

– На самом деле условно это 10% населения Украины. С этой цифры (10%) начинаются все дальнейшие инновации. Затем информация распространится среди других граждан, и они также подключатся к процессу. Кроме того, мы посчитали нашу способность научить определенное количество людей за 3 года и поняли, что реально сможем научить 6 миллионов. Возможно, будет больше, возможно — меньше. Поскольку никто до нас этого не делал, мы пока не можем оперировать четкими цифрами. Проект запустили 21 января в тестовом формате. В начале апреля на нашей онлайн-платформе обучались уже почти 160 тысяч студентов, а по состоянию на 30 апреля мы имеем уже 200 тысяч студентов. Это без тех людей, которые начали учиться офлайн в хабах, библиотеках, тренинговых центрах еще до карантина.

– Это обучение бесплатное?

– Да. «Дія. Цифрова освіта» – это проект, который имеет две части: онлайн-составляющую и офлайн-составляющую. Сначала мы провели всеукраинское исследование цифровой грамотности. Оно показало, что 53% украинцев имеют цифровые навыки ниже базового уровня. Вообще цифровая грамотность состоит из пяти компонентов. Первый – это поиск информации. Надо знать, что такое браузер, уметь создавать собственные поисковые стратегии, вводить правильные ключевые запросы. Второй компонент – коммуникация и коллаборация. Это все, что касается коммуникации онлайн: электронная почта, социальные сети и т.п. Третий – это создание цифрового контента (видео, фотографии, тексты). Четвертый компонент – азы онлайн-безопасности. Надо знать, как обезопасить себя, то есть правила безопасного пароля и т.п. И пятый – это решение технических проблем самостоятельно. Например, когда дома отпадает Wi-Fi, не паниковать, а знать, как это можно наладить.

QuoteЦифровая грамотность состоит из пяти компонентов: поиска информации; коммуникации и коллаборации; создания цифрового контента; азов онлайн-безопасности; самостоятельного решения технических проблем. 53% украинцев имеют цифровые навыки ниже базового уровня. А 15% из этих 53% вообще их не имеют.

– И более половины людей этого не знает?

– Абсолютно. Они имеют цифровые навыки ниже базового уровня. То есть что-то из этих пяти компонентов они знают лучше, а что-то хуже. Но 15% из этих 53% вообще их не имеют. Еще одна цифра, которая нас очень впечатлила: лишь 47% украинцев реально хотят учиться цифровым навыкам. Это преимущественно молодая аудитория, представители которой понимают, что именно это поможет им быть конкурентоспособными на рынке труда.

Впервые мы замерили то, что происходит у нас в Украине, в декабре 2019 года и еще раз убедились в правильности своей цели на последующие 3 года. Тогда же решили, что правильно будет разделить проект на две части: создать онлайн-платформу и сеть офлайн-хабов. Если говорить об онлайн-платформе, то это первая кнопка цифровой грамотности страны. Все образовательные программы, которые там размещаются, касаются именно цифровой грамотности. Они есть и всегда будут для украинцев бесплатными.

С другой стороны, мы понимаем, что, к сожалению, не у каждой семьи в Украине сейчас есть доступ к интернету и цифровые гаджеты. Подавляющее большинство имеет смартфоны, но не все. Поэтому одна из наших целей – тоже дать этим людям возможность обучаться. Поэтому мы строим партнерскую сеть, в которую входят библиотеки, ЦПАУ, школы, университеты. Даже частный сектор присоединяется к этой инициативе. Идея заключается в том, что в хабах всегда есть бесплатный интернет, бесплатные цифровые гаджеты и там можно учиться бесплатно.

– А где есть такие хабы?

- Все адреса можно найти на нашем сайте. Сейчас их более полутора тысяч. Мы подписали меморандум с Украинской библиотечной ассоциацией. В Украине 6 тысяч компьютеризированных библиотек; около 1300 из них уже с нами. Мы проводили вебинары для библиотекарей. Они знают, как помочь человеку, который впервые сел за компьютер. У нас есть большая амбициозная цель – открывать собственные хабы цифровой грамотности. Я надеюсь, что в течение трех лет мы сможем это сделать.

– А можно научить чему-то пенсионеров, чтобы люди умели не только писать в мессенджерах, а как-то зарабатывали на пенсии?

– Конечно. Но для того, чтобы научиться зарабатывать в интернете, надо знать азы. На нашей платформе будет пять категорий различных курсов. Одно из таких направлений будет касаться цифровых профессий. Не только новых цифровых профессий, но и тех, которые уже доступны и существуют на рынке труда. Например, ЅЕО-специалист, контент-менеджер, таргетинг-менеджер, e-mail маркетолог. Люди могут писать тексты на предложенную тему и размещать их на разных порталах. Или создавать тексты и размещать их в социальных сетях. Или писать тексты для рассылки электронной почтой.

Можно научиться профессии веб-дизайнера, которая является очень популярной. Мы даже планируем разработать отдельный курс по этому направлению. А еще курсы по мобильной обработке фотографий. На первый взгляд кажется, что это может быть интересно только молодым специалистам. Но если человек хорошо освоил смартфон, почему бы не рассмотреть этот вариант и лицам старшего возраста. В Украине есть чрезвычайно активное сообщество, которое называется ІТ-бабушки. Оно базируется в Одессе, но имеет филиалы по всей Украине. Они начали свою деятельность с того, что учили друг друга, как пользоваться социальными сетями, электронной почтой, а затем пошагово и всем остальным. Кстати, IТ-бабушки являются нашим партнером по проекту «Дія. Цифрова освіта». Они очень нам помогают: распространяют все наши курсы и обеспечивают обратную связь.

QuoteВ Украине есть чрезвычайно активное сообщество, которое называется ІТ-бабушки. Они начали свою деятельность с того, что учили друг друга, как пользоваться социальными сетями, электронной почтой. Сейчас ІТ-бабушки являются нашим партнером по проекту «Дія. Цифрова освіта».

В современном мире возраст точно не является преградой. Один из последних сериалов, который мы сняли для платформы, рассказывает о трудоустройстве, учит создавать современное резюме, искать работу онлайн, проходить собеседование.

– Еще одно направление, которым вы занимаетесь, это «Дія. Бізнес». Что бы вы посоветовали владельцам малого и среднего бизнеса, учитывая долгий карантин, который разрушает именно небольшие фирмы?

– Понятно, что карантин имеет очень много ограничений и во многих случаях делает невозможным привычный формат работы. Я бы посоветовала бизнесам, которые являются гибкими и адаптированными к этому турбулентному миру, попробовать изменить свою бизнес-модель, чтобы создавать дополнительные продукты, которые можно продвигать онлайн. Прежде всего, надо смотреть на это. Очень много представителей малого и среднего бизнеса в регионах до сих пор не вышли в онлайн. Они работали несколько лет в офлайне. Это именно то, что мы называем цифровым разрывом. Думаю, что карантин – это время задуматься над тем, как бизнес может перейти в онлайн.

Второй вопрос – что делать после. Некоторым бизнесам карантин причинил нереально большие убытки. К сожалению, есть компании, которые вынуждены были закрыться, и непонятно, откроются ли они после карантина. Это ситуация, с которой столкнулось большинство стран мира. Надо думать о следующем шаге: как открыть новую компанию, как создать новые продукты, понимая новые вызовы.

– Вы осуществляете мониторинг новых профессий. Что будет после этого коронакризиса? Какие профессии будут в топе?

– Ни у кого нет четкого ответа на вопрос, какие конкретно профессии будут в топе, а какие нет. Мы понимаем, что весь мир переходит в цифру. Есть много разных прогнозов и футурологов, и аналитиков, и маркетологов относительно того, какие профессии будут популярны через несколько лет. Все они имеют составляющую цифровизации. Это специалисты по искусственному интеллекту, big data, 3D-моделингу.

Мы в министерстве делаем фокус немного на другом. Сейчас работаем над тем, чтобы внести в существующий реестр новые специальности, по которым работает много украинцев, но которых до сих пор нет в классификаторе профессий. Это SMM-специалисты, таргетологи, дизайнеры, разработчики и многие другие. Надеюсь, что в этом году нам удастся это сделать.

Кроме того, имеем большую цель – превратить один из колледжей в цифровой. К примеру, мы увидели, что в колледжах или ПТУ есть специальность «кассир», по которой человек учится два года. Есть и другие специальности, которые можно освоить гораздо быстрее, чем за два года. Например, за неделю или за две. Сейчас мы разрабатываем проект: хотим взять один из таких колледжей, в котором есть профессии, на овладение которыми не нужно столько времени, и сконвертировать его в полностью цифровой колледж, где будут как цифровые профессии, так и профессии, находящиеся на пересечении, но которые являются очень популярными. Чтобы дети, которые выходят из этого колледжа, получали важные современные знания, которые будут нужны на рынке труда, и сразу могли найти работу.

– Это будет онлайн-заведение или офлайн?

– Офлайн-заведение. Но мы активно работаем над внедрением формата смешанного обучения. Забегая немного вперед, скажу, что сейчас мы ведем работу над созданием проектного офиса по цифровизации образования. Это большая сенсация. Мы никому об этом пока не рассказывали. Надеемся, этот офис откроется в ближайшее время.

Его приоритеты – создание стратегии цифровизации сферы образования в Украине. Деятельность офиса можно разделить на два направления. Это все технические решения, которые нужно внедрить, понять архитектуру всех цифровых проектов, которые должны быть в системе образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим, как они должны синергировать между собой. Это также будет касаться и центральной базы данных электронных учебников, и электронных дневников, и маркетплейса со всем контентом.

Вторая часть – это контент в направлении цифровизации. То есть как сделать так, чтобы цифровую грамотность преподавали в учебных заведениях. Или как сделать так, чтобы новые цифровые профессии стали доступными в школах, колледжах и университетах. Над всем этим будет работать офис цифровизации образования. Это наш будущий совместный проект с Министерством образования и науки. Планируем создать его уже в ближайшие месяц-два.

QuoteМы сейчас ведем работу над созданием проектного офиса по цифровизации образования. Это наш будущий совместный проект с Министерством образования и науки. Планируем создать его уже в ближайшие месяц-два.

– Если все будет хорошо, то со следующего учебного года дети уже пойдут в новую цифровую школу?

– Со следующего учебного года будут пилоты, связанные с цифровизацией. А через 2-3 года у нас будет огромный прорыв в сфере цифровизации образования. По крайней мере, мы так видим свою миссию в этом.

– Что такое комитет по искусственному интеллекту?

– Это фактически рабочая группа, в которую входят представители частного сектора, эксперты, которые сейчас помогают нам разработать концепцию или стратегию искусственного интеллекта для Украины. Ее мы тоже планируем презентовать в этом году.

– Что будет делать для Украины искусственный интеллект?

– Стратегия включает в себя много разных направлений. Первая часть – это образование: то есть кого и чему мы будем учить, каких специалистов в сфере искусственного интеллекта выращивать. Вторая часть касается экономики: каким образом мы взаимодействуем с рынком, как работодатели будут взаимодействовать с университетами, каких специалистов нанимать на работу, для каких проектов нужны им эти специалисты. И третье – это государство: то есть как государство может использовать искусственный интеллект и как будет использоваться искусственный интеллект через несколько лет. Кроме того, стратегия содержит еще ряд таких блоков, как наука и инновации, кибербезопасность, оборона, правовое регулирование и этика, правосудие. Стратегия сейчас в работе и еще не утверждена.

– Вас критикуют за образовательный сериал по кибербезопасности. Сама идея хорошая, но сериал, который есть на сайте «Дія. Цифрова освіта», неинтересный. Люди хотят какого-то интерактива и не понимают, зачем выделять деньги из бюджета на обычные интервью. Что бы вы ответили на это?

– Я бы разделила ответ на две части: первая – по бюджету, а вторая – относительно сериала. Если говорить о бюджете, то ни на один из проектов, которые я веду, у меня нет государственного бюджета. Ситуация с «Дія. Цифрова освіта» такова: запустить тестовый продукт нам помог фонд «Восточная Европа» и проект EGAP, то есть первые три сериала (по базовой цифровой грамотности, детской онлайн-безопасности для родителей, цифровой грамотности для учителей) мы сделали при поддержке Швейцарии. Сейчас на каждый сериал, который создаем, мы имеем отдельного донора. Если вы думаете, что доноры и бизнес просто стоят с деньгами, то это не так. Каждый раз я иду, доношу идею и объясняю, почему это важно.

Это вопрос нашего общества. Если мы хотим, чтобы менялось государство, люди в государстве и проекты, думаю, обществу тоже надо меняться. Вместо тотального хейта нужна поддержка. Если вы не верите в людей, которые есть в команде, они вам не нравятся, вы считаете, что они делают неправильные вещи – идите и делайте сами. Есть куча вакансий, у меня в команде тоже есть свободные места. Работа в проектах, где у тебя нет государственного бюджета, архисложная. Повторюсь: ни на один из проектов, которые я сейчас веду, нет государственного бюджета. Поэтому на главной странице «Дія. Освіта» рядом с каждым сериалом есть описание, при чьей поддержке он был создан. Мы это делаем специально, чтобы таким образом поблагодарить нашего партнера.

Вторая часть ответа – относительно самих сериалов. Когда мы их создавали, то, прежде всего, думали о том, кто их будет смотреть. Это контент для старшей аудитории. Мы общались с людьми старшего возраста о том, какой формат им был бы интересен. Так пришли к формату образовательного сериала. Мы создали внутренние правила и принципы, по которым создается наш контент. Это принципы сериальности, прерывистости, диалога. В некоторых курсах есть много импровизации, в некоторых этого нет. Мы специально стараемся отойти от формулировки «образовательная программа» или «курс, тема, модуль» и переходим к дефинициям «сериал, сезон и серия». Не потому что это хайпово или очень современно и модно, а потому что это понятно. Это образование через развлекательный контент, в который мы добавили еще такую изюминку, как звезда, селебрити.

QuoteНаш контент создается по принципу сериальности, прерывистости, диалога. Мы специально стараемся отойти от формулировки «образовательная программа» или «курс, тема, модуль» и переходим к дефинициям «сериал, сезон и серия». Это образование через развлекательный контент, в который мы добавили еще такую изюминку, как звезда, селебрити.

– Если сериал, то должна быть звезда.

– Поэтому, например, в первом, втором, третьем сезоне у нас есть Надежда Матвеева, Ольга Сумская, Руслан Ханумак. Они разбиты по сезонам, то есть мы видим ту или иную звезду в зависимости от аудитории, которая нас просматривает. Теперь относительно самого формата. Мы ввели на платформе формат «стоп-уроков»: после каждой серии ты получаешь коротенький тест, и только после его прохождения тебе открывается следующая серия. Это для того, чтобы материал лучше усваивался.

Относительно сериала «Онлайн-безопасность». Я лично не считаю его скучным или неинтересным, но допускаю, что может быть много разных точек зрения. Кому-то он интересен и полезен, кому-то наоборот. Но благодаря именно этому сериалу у нас есть 23 тысячи студентов, из которых 19 тысяч уже получили сертификаты. Если человек не хочет пересматривать серии и считает, что он все знает, ему никто не мешает просто пройти тесты после каждой серии, убедиться в том, что он действительно знает все основные детали, которые являются важными, получить сертификат и не смотреть. Но он себя проверит в любом случае. Ведь есть опция теста. Если же тебе интересно – смотри.

Кстати, тема онлайн-безопасности детей является чрезвычайно сенситивной и актуальной. Мало кто знает, что такое секстинг. Мы об этом рассказываем в сериале. Я расскажу одну историю, которая со мной случилась в прошлом году. Я была на международной конференции на тему онлайн-безопасности. Там выступала девушка из Великобритании, которая стала жертвой онлайн-насилия. Она проводила много времени в интернете, потому что была не очень активной в школе. В чате познакомилась с якобы «подругой» — другой девушкой-сверстницей. Сначала были обычные вопросы: где учишься, чем увлекаешься, где работают родители, где живешь. Общение длилось неделю. Потом новая «подруга» попросила ее сделать селфи и отправить ей. Девушка выполнила просьбу и получила множество комплиментов. Через несколько дней онлайн-подруга спросила ее, не ищет ли она подработку. Получив утвердительный ответ, та предложила ей поработать топлес-моделью. Героиня поверила и отправила фото топлес. Одно, второе, третье... Потом онлайн-подруга сказала, что у нее есть агент, который очень хочет с ней встретиться. Выбора у девушки не оказалось, поскольку новая знакомая стала ее шантажировать тем, что она увидит свои фотографии расклеенными в школьных коридорах, на билбордах и на улице по дороге домой.

В результате девушка совершила несколько очень серьезных ошибок: впустила этого человека к себе домой, когда там никого не было, где ее изнасиловали. Это было записано на видео, которое затем выложили в сеть. Ребенок год или полтора ничего не говорил своим родителям. Потом они переехали в другое место. Через полтора года, когда девушка вернулась домой, ее там ждали полицейские. Выяснилось, что полиция задержала того преступника, изъяла у него жесткие диски и с помощью сервиса идентификации определила всех его жертв, среди которых была и эта девушка. После того ей пришлось пройти долгие этапы реабилитации. И это сокращенная версия той истории, из которой я выбросила много страшных моментов.

А знаете ли вы, с кем переписывается и знакомится ваш ребенок? В прошлом году проводилось исследование, которое показало, что 30-40% детей встречаются с людьми, с которыми познакомились в онлайне. Родители не всегда об этом знают. 47% родителей ответили, что хотели бы пользоваться сервисами родительского контроля, но не знают, как это делать. И мы снова возвращаемся к вопросу о цифровой грамотности. А секстинг – это лишь один из видов онлайн-насилия.

Quote30-40% детей встречаются с людьми, с которыми познакомились в онлайне. Родители не всегда об этом знают. 47% родителей ответили, что хотели бы пользоваться сервисами родительского контроля, но не знают, как это делать.

– А для детей вы что-то такое хотите сделать?

– Конечно. В апреле вышел курс по кибербуллингу — это тоже один из видов онлайн-насилия. Курс будет рассчитан именно на аудиторию подростков. Мы планируем широкую линейку образовательных сериалов различной тематики, но упираемся в вопрос финансирования. Однако не останавливаемся — только за период карантина выпускаем 7 образовательных сериалов. За это я благодарна каждому партнеру, который нас поддерживает.

– Сколько стоит такой сериал?

– Все зависит от того, какой это сериал. Условно от 4 до 8 тысяч долларов. Может стоить и больше, если нужна дополнительная графика или выезды в другую локацию. Звезды снимаются бесплатно, ведь это важный социальный проект, за что им отдельное огромное спасибо. Это активные, социально ответственные люди. Мы их называем нашими амбассадорами.

– Каково ваше отношение к «Всеукраинской школе онлайн»? Сейчас этот проект критикуют за ошибки, на что учителя отвечают, что снимаются с первого дубля и не могут исправиться.

– Это проект Министерства образования, Офиса президента и комитета Верховной Рады. Минцифры не имеет отношения к проекту «Всеукраинская школа онлайн». Считаю его правильным и нужным: он дает возможность потреблять контент тем детям, у которых нет доступа к интернету. Я очень толерантна к ошибкам — считаю, что нет человека, который бы никогда не ошибался. Является ли это допустимым для учителя? Думаю, что это допустимо и для учителя, и для любого человека. Но последствия могут быть разными: критичными, суперкритичными или некритичными. Я уверена: поскольку эта ситуация получила огромный резонанс, все родители дома посмотрели и объяснили детям, в чем там была ошибка.

За ошибку в проекте «Всеукраинская школа онлайн» извинились, поэтому надо закрыть на нее глаза и идти дальше.

Украине нужны радикальные изменения. Часть этих изменений зависит от цифровизации. Мы в министерстве делаем все для того, чтобы это стало реальностью. Мы просим только немного доверия, которого сейчас нет. Мы понимаем историю, которая была раньше, но у нас должен быть некий кредит доверия. Я горжусь результатами министерства за этот короткий период времени. Мы уже запустили приложение «Дія», портал «Дія. Послуги», который работает в бета-режиме, но скоро будет работать полноценно, порталы «Дія. Цифрова освіта» и «Дія. Бізнес». Есть еще много разных направлений. Например, доступ к интернету, развитие ІТ-индустрии. Думаю, что уже через год вы будете приятно удивлены результатами. А мы будем стараться делать все лучшее для того, чтобы наша страна была комфортной, успешной и в топе стран мира по всем ключевым показателям.

Поблагодарить 🎉