Фото: Photo Mix/Pixabay
Узнаваемость бренда среди потребителей на рынке является важной составляющей успешного бизнеса, его конкурентным преимуществом. Этому предшествует тяжелая работа над созданием бренда, выведением его на рынок, наработкой ценности и репутации. А такой ценный нематериальный актив требует соответствующей охраны и защиты.
Как показывает практика, эффективным инструментом защиты прав на торговую марку является статус общеизвестной торговой марки. Такая марка не только олицетворяет собой высокую деловую репутацию и признание обществом, но и имеет наивысшую степень защиты в соответствии с требованиями национального и международного законодательства, к которому присоединилась Украина.
Таким образом, статус общеизвестной торговой марки предоставляет правообладателям существенные преимущества и инструменты защиты собственного бренда в сравнении с обычными зарегистрированными торговыми марками, которые не являются хорошо известными.
Сейчас в Украине статус общеизвестных получили 195 торговых марок. Среди них McDonald's, Baileys, Sinoptik, Kyivstar и другие.
Процедура получения статуса
В нашей стране предусмотрены два пути признания торговой марки общеизвестной: обращение в Апелляционную палату или в судебном порядке. Для избрания того или иного способа имеют значение все обстоятельства кейса, должны быть проанализированы все возможности, преимущества и риски каждой процедуры для правообладателя. В частности, если у правообладателя отсутствует любой спор относительно торговой марки, которую он планирует признать общеизвестной, с соответствующим заявлением можно обратиться в Апелляционную палату.
Другая ситуация, если есть спор о неправомерном использовании торговой марки другим лицом. В таких случаях правообладатель обращается с иском в суд и просит вместе с требованиями о признании торговой марки общеизвестной решить существующий спор, в частности, признать недействительной регистрацию спорной торговой марки, запретить применение спорного знака или передать ему домен, в котором была неправомерно использована общеизвестная торговая марка.
То есть к основным преимуществам судебного порядка признания торговой марки общеизвестной следует отнести возможность удовлетворения судом одновременно имеющегося спора о праве, который существовал до того.
Преимущества: репутационные и финансовые
Получение статуса общеизвестной торговой марки предоставляет правообладателю следующие преимущества:
- Правовая охрана осуществляется с даты, которую заявитель просит для охраны либо в суде, либо в Апелляционной палате. То есть, обращаясь с заявлением сегодня, можно указать и доказать более раннюю дату общеизвестности торговой марки, например 01 января 2010 года, от которой и будет предоставляться вся усиленная правовая охрана, в частности, можно будет отслеживать и пресекать все возможные нарушения прав любыми третьими лицами.
- Более широкую правовую охрану от так называемых «частично» схожих обозначений третьих лиц, которые даже не полностью, а только частично воспроизводят общеизвестную торговую марку или могут вызвать смешение с ней. То есть после получения торговой маркой статуса «общеизвестной» правообладатель получает право требовать отклонения или признания недействительными регистрации спорных торговых марок.
- Значительно больший срок исковой давности по защите прав на общеизвестную торговую марку в суде в сравнении с обычной регистрацией, а именно не менее 5 лет, и вообще не ограничивается периодом времени, если спорная торговая марка была зарегистрирована или используется недобросовестно.
- Более широкую охрану по значительно увеличенному перечню товаров и услуг, для которых торговая марка признана общеизвестной, включая все неродственные товары и услуги в других секторах экономики. Например, если торговая марка признана общеизвестной именно для алкогольных напитков, то правообладатель вправе запрещать ее применение третьими лицами и для других неродственных товаров и услуг, например, одежды, химикатов или выращивания растений.
- Эффективные способы защиты прав от киберсквоттинга в доменных спорах. В таких случаях правообладатель наделяется, в частности, правом обращаться в суд с требованием аннулирования или передачи ему домена, который нарушает права на общеизвестную торговую марку.
- Правовая охрана не ограничивается никаким периодом времени, то есть данный статус остается у нее все время, до тех пор, пока такую торговую марку можно считать общеизвестной. Таким образом, правообладатель оптимизирует затраты времени и средств на продление обычных торговых марок, которое необходимо осуществлять каждые 10 лет.
- Общеизвестная торговая марка служит правообладателю ценным материальным активом, поскольку, предоставляя лицензию на ее использование другим лицам, правообладатель получает денежное вознаграждение (роялти), которое может быть значительно выше в сравнении с денежным вознаграждением за использование обычной торговой марки.
- Возможность гораздо большего возмещения убытков, причиненных третьими лицами в связи с нарушением прав на нее, поскольку имеет гораздо более высокую ценность и стоимость в сравнении с обычной торговой маркой, а следовательно, и убытки, причиненные нарушением прав, будут исчисляться в гораздо большем денежном размере.
- Перечень общеизвестных торговых марок является общедоступным, а потому может служить определенным инструментом для предотвращения возможных правонарушений прав со стороны третьих лиц.
Таким образом, для более эффективной защиты своего бизнеса правообладателям целесообразно получать статус общеизвестной торговой марки и полноценно пользоваться всеми его преимуществами.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора