Facebook Pixel

Как статус общеизвестной торговой марки защищает бизнес

Антон Коваль
Партнер «Дубинский и Ошарова», адвокат, патентный поверенный

Узнаваемость бренда среди потребителей на рынке является важной составляющей успешного бизнеса, его конкурентным преимуществом. Этому предшествует тяжелая работа над созданием бренда, выведением его на рынок, наработкой ценности и репутации. А такой ценный нематериальный актив требует соответствующей охраны и защиты.

Как показывает практика, эффективным инструментом защиты прав на торговую марку является статус общеизвестной торговой марки. Такая марка не только олицетворяет собой высокую деловую репутацию и признание обществом, но и имеет наивысшую степень защиты в соответствии с требованиями национального и международного законодательства, к которому присоединилась Украина.

Таким образом, статус общеизвестной торговой марки предоставляет правообладателям существенные преимущества и инструменты защиты собственного бренда в сравнении с обычными зарегистрированными торговыми марками, которые не являются хорошо известными.

Сейчас в Украине статус общеизвестных получили 195 торговых марок. Среди них McDonald's, Baileys, Sinoptik, Kyivstar и другие.

Процедура получения статуса

В нашей стране предусмотрены два пути признания торговой марки общеизвестной: обращение в Апелляционную палату или в судебном порядке. Для избрания того или иного способа имеют значение все обстоятельства кейса, должны быть проанализированы все возможности, преимущества и риски каждой процедуры для правообладателя. В частности, если у правообладателя отсутствует любой спор относительно торговой марки, которую он планирует признать общеизвестной, с соответствующим заявлением можно обратиться в Апелляционную палату.

Другая ситуация, если есть спор о неправомерном использовании торговой марки другим лицом. В таких случаях правообладатель обращается с иском в суд и просит вместе с требованиями о признании торговой марки общеизвестной решить существующий спор, в частности, признать недействительной регистрацию спорной торговой марки, запретить применение спорного знака или передать ему домен, в котором была неправомерно использована общеизвестная торговая марка.

То есть к основным преимуществам судебного порядка признания торговой марки общеизвестной следует отнести возможность удовлетворения судом одновременно имеющегося спора о праве, который существовал до того.

Преимущества: репутационные и финансовые

Получение статуса общеизвестной торговой марки предоставляет правообладателю следующие преимущества:

  1. Правовая охрана осуществляется с даты, которую заявитель просит для охраны либо в суде, либо в Апелляционной палате. То есть, обращаясь с заявлением сегодня, можно указать и доказать более раннюю дату общеизвестности торговой марки, например 01 января 2010 года, от которой и будет предоставляться вся усиленная правовая охрана, в частности, можно будет отслеживать и пресекать все возможные нарушения прав любыми третьими лицами.
  2. Более широкую правовую охрану от так называемых «частично» схожих обозначений третьих лиц, которые даже не полностью, а только частично воспроизводят общеизвестную торговую марку или могут вызвать смешение с ней. То есть после получения торговой маркой статуса «общеизвестной» правообладатель получает право требовать отклонения или признания недействительными регистрации спорных торговых марок.
  3. Значительно больший срок исковой давности по защите прав на общеизвестную торговую марку в суде в сравнении с обычной регистрацией, а именно не менее 5 лет, и вообще не ограничивается периодом времени, если спорная торговая марка была зарегистрирована или используется недобросовестно.
  4. Более широкую охрану по значительно увеличенному перечню товаров и услуг, для которых торговая марка признана общеизвестной, включая все неродственные товары и услуги в других секторах экономики. Например, если торговая марка признана общеизвестной именно для алкогольных напитков, то правообладатель вправе запрещать ее применение третьими лицами и для других неродственных товаров и услуг, например, одежды, химикатов или выращивания растений.
  5. Эффективные способы защиты прав от киберсквоттинга в доменных спорах. В таких случаях правообладатель наделяется, в частности, правом обращаться в суд с требованием аннулирования или передачи ему домена, который нарушает права на общеизвестную торговую марку.
  6. Правовая охрана не ограничивается никаким периодом времени, то есть данный статус остается у нее все время, до тех пор, пока такую торговую марку можно считать общеизвестной. Таким образом, правообладатель оптимизирует затраты времени и средств на продление обычных торговых марок, которое необходимо осуществлять каждые 10 лет.
  7. Общеизвестная торговая марка служит правообладателю ценным материальным активом, поскольку, предоставляя лицензию на ее использование другим лицам, правообладатель получает денежное вознаграждение (роялти), которое может быть значительно выше в сравнении с денежным вознаграждением за использование обычной торговой марки.
  8. Возможность гораздо большего возмещения убытков, причиненных третьими лицами в связи с нарушением прав на нее, поскольку имеет гораздо более высокую ценность и стоимость в сравнении с обычной торговой маркой, а следовательно, и убытки, причиненные нарушением прав, будут исчисляться в гораздо большем денежном размере.
  9. Перечень общеизвестных торговых марок является общедоступным, а потому может служить определенным инструментом для предотвращения возможных правонарушений прав со стороны третьих лиц.

Таким образом, для более эффективной защиты своего бизнеса правообладателям целесообразно получать статус общеизвестной торговой марки и полноценно пользоваться всеми его преимуществами.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора