Главные вопросы закона о референдуме: учли ли риски

Глава Комитета АПУ по конституционному праву, административному праву и правам человека

Фото: Thor Deichmann/Pixabay

26 января 2021 года Верховная Рада приняла в целом законопроект о народовластии через всеукраинский референдум (регистр. № 3612). В то же время данный закон еще не подписан президентом, а значит, он еще не вступил в силу. Кстати, документ на пути ко второму чтению изменил свое название с проекта закона о народовластии через всеукраинский референдум на проект закона о всеукраинском референдуме. Рассмотрим главные вопросы этого закона и на что именно он направлен.


В соответствии с преамбулой проект определяет правовые основы осуществления народного волеизъявления через всеукраинский референдум, его организацию и порядок проведения.

Само же слово «референдум» не является новым для Украины, поскольку еще в далеком 1996 году оно было закреплено в Конституции. В частности, в ст. 72 — 74 содержатся следующие положения:

  • Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или президентом в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
  • Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе по требованию не менее 3 млн граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи о назначении референдума собраны не менее чем в двух третьих областей и не менее чем 100 тыс. подписей в каждой области.
  • Вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом.
  • Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

Возникает вопрос: если определение всеукраинского референдума уже существовало, в чем заключается «революционность» принятого закона?

Ответ довольно прост: Конституция определяет только общие принципы, но не показывает процедуру и механизмы проведения референдума. Собственно, эти вопросы и призван решить документ.

Кроме процедуры проведения, закон определяет еще и предмет всеукраинского референдума, то есть круг вопросов, которые могут выноситься на голосование. Среди них, в частности, следующие:

  • 1) утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
  • 2) вопросы общегосударственного значения;
  • 3) об изменении территории Украины;
  • 4) о прекращении действия закона Украины или отдельных его положений.

И если относительно первого и третьего пунктов вопросов не возникает, поскольку это четко закреплено в ст. 156 и ст. 73 Конституции соответственно, то по пунктам второму и четвертому у многих возникли вопросы следующего характера:

Конституция Украины не закрепляет возможность проведения всеукраинского референдума по вопросу прекращения действия закона Украины или отдельных его положений, поэтому можно ли вообще проводить такой референдум?

Ответ, как всегда, лежит на поверхности.

Конституция не запрещает выносить такие вопросы по народной инициативе на всеукраинский референдум.

Следовательно, закон № 3612 не только не противоречит в этом Конституции Украины, но еще и сужает круг вопросов, которые могут быть предметом всеукраинского референдума по народной инициативе, конкретизируя их перечень.

Кроме того, в качестве предохранителя закон содержит определение понятия «вопрос общегосударственного значения». Это вопрос, решение которого влияет на судьбу всего украинского народа и имеет общественный интерес.

Более того, закон содержит перечень вопросов, которые не могут быть предметом всеукраинского референдума, а именно:

  • 1) противоречащие положениям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
  • 2) отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;
  • 3) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
  • 4) по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
  • 5) отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

Говоря о вопросе относительно прекращения действия закона Украины или отдельных его положений, стоит заметить, что все положения настоящего закона, касающиеся подготовки, организации и проведения всеукраинского референдума, вступают в силу со дня вступления в силу закона о народной законодательной инициативе, но не позднее 1 января 2022 года.

Кстати, по этому вопросу Конституционный суд еще 16 апреля 2008 года в своем решении № 6-рп/2008 пришел к следующим выводам:

  • Положение ст. 75 Конституции, согласно которому единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада, не означает, что народ не может принимать законы непосредственно на референдуме, поскольку именно народ является единственным источником власти в Украине (ч. 2 ст. 5 Конституции).
  • Возможность проведения законодательного референдума вытекает также из ст. 74 Конституции, согласно которой референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.
  • Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине, осуществляя свое волеизъявление через всеукраинский референдум по народной инициативе, может принимать законы Украины (вносить в них изменения) в порядке, который должен быть определен Конституцией и законами, кроме законов, принятие которых на референдуме не допускается согласно Конституции.

Однако у опытного наблюдателя за политической жизнью Украины сразу же возникнет опасение относительно возможных манипуляций во время проведения всеукраинского референдума.

В то же время законодатель справился и с этим. Так, в законе установлены следующие предохранители недопущения возможных манипуляций:

  • Всеукраинский референдум не может проводиться одновременно с очередными и внеочередными общегосударственными выборами, очередными местными выборами.
  • Вопрос, выносимый на всеукраинский референдум, должен иметь форму вопросительного предложения.
  • Если вопрос всеукраинского референдума состоит из частей, между ними должна быть неразрывная внутренняя связь.
  • Вопрос всеукраинского референдума должен иметь четкую и понятную формулировку, не допускающую различных толкований.
  • Не допускается формулировка, которая:
  1. Вводит избирателя в заблуждение.
  2. Подводит избирателя к ответу, содержит указание, намек, подстрекательство или иное побуждение к поддержке или отклонению вопроса всеукраинского референдума.
  • На всеукраинский референдум может выноситься один вопрос.

Контроль за соответствием вопроса, предлагаемого для вынесения на всеукраинский референдум, Конституции Украины, а также постановления Верховной Рады о назначении референдума или указа президента о назначении референдума осуществляет Конституционный суд.

В то же время в случае открытия конституционного производства процедуры провозглашения всеукраинского референдума считаются остановленными до принятия Конституционным судом соответствующего акта по делу.

Поэтому, анализируя закон, сложно найти пробелы или несогласованности. Кроме того, его принятие создает правовое поле для реализации гражданами своего конституционного права — осуществлять волеизъявление и принимать непосредственное участие в государственно-политической жизни страны.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора