Законопроект о референдуме — добро или зло

Андрей Иванов
Член Ассоциации юристов Украины, старший адвокат практики разрешения споров АО MORIS GROUP

Сейчас в Верховной Раде проходит подготовку ко второму чтению законопроект «О народовластии через всеукраинский референдум», внесенный президентом Владимиром Зеленским. О чем идет речь?


Референдум как одна из форм проявления непосредственной демократии имеет преимущество в том, что позволяет напрямую узнать позицию общества по конкретным вопросам.

Также с его помощью можно проконтролировать отношение народа к инициативам власти, установить уровень поддержки и противодействия людей.

Telegram Logo

В то же время критики референдума указывают, что на нем избиратели:

  • более склонны руководствоваться временными желаниями, чем реальным и вдумчивым выбором;
  • обычные люди недостаточно информированы и не имеют необходимого уровня знаний и подготовки, чтобы принимать решения по сложным вопросам;
  • на избирателей могут влиять пропаганда, определенные политические фигуры, запугивания и дорогие рекламные кампании.

Референдум как инструмент своего времени использовали для укрепления своей власти и диктаторские режимы: Гитлер в Германии, Муссолини в Италии, Франко в Испании и тому подобное.

В Украине не стоит вопрос, быть ли референдуму – его существование предполагает прямая норма Конституции Украины.

Вместе с тем Конституция регулирует лишь несколько требований относительно референдума, следовательно остальные вопросы (в том числе и процедурных) должен решить отдельный закон.

Впервые такой закон был принят еще на заре независимости – в 1991 году. Очевидно, сложно считать его актуальным в нынешних реалиях, да и принимали его еще до появления Конституции в 1996 году.

Предыдущая попытка поддержать новый закон состоялась в 2013 году (он регулировал исключительно вопрос всеукраинского референдума).

Однако в 2018 году, пусть и не единодушно, но он был признан решением КСУ таким, что не соответствует Конституции.

Следовательно, необходимость законодательного регулирования вопросов, связанных с проведением референдума, действительно является насущной.

Несмотря на это, к президентскому законопроекту есть ряд вопросов, а сам он нуждается в существенной доработке.

Так, законопроект определяет исчерпывающий перечень вопросов, которые могут выноситься на референдум. Вместе с тем Конституция ограничивает лишь круг вопросов, которые не могут быть предметом референдума.

То есть законом круг вопросов существенно сужается. Одновременно предлагается возможность вынесения на рассмотрение на референдуме вопрос потери в силу закона.

Последнее вступает в конфликт с полномочиями Верховной Рады как единого органа законодательной власти.

Также проект говорит о том, что предметом референдума может быть только один вопрос.

Это тоже можно считать сужением конституционных прав народа на волеизъявление и расценивать как сужение сферы применения такого института, как референдум.

Законопроект предусматривает, что референдум по народной инициативе провозглашается в случае сбора подписей в не менее чем 2/3 административно-территориальных единиц.

Зато Конституция прямо указывает не на административно-территориальные единицы, а лишь на один из их видов – область.

Таким образом, целесообразно было бы внести соответствующие изменения в Конституцию, поскольку ее нормы приводят к «выпадению» населения городов Киева и Севастополя, а также АР Крым из процесса плебисцита.

Очевидно, недостаточным является и предусмотренный в законопроекте срок сбора подписей за проведение референдума – 60 дней, то есть по 50 тыс. голосов в день, что представляется малореальным.

Ряд замечаний к законопроекту высказало и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады.

Среди них – регулирование некоторых вопросов, которые Конституция относит к регулированию законом, подзаконными актами, полномочия ЦИК относительно определения конституционности вопросам референдума, отсутствие механизма возобновления процесса референдума в случае его остановки.

Также ряд замечаний высказал Комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства. Комитет по вопросам правовой политики вообще не предоставил свое заключение к законопроекту.

По моему убеждению, существенным недостатком документа является тот факт, что им не устраняется пробел в регулировании местных референдумов и республиканского референдума в АРК.

Такая брешь образовалась после «нулификации» Закона Украины «О всеукраинском и местных референдумах» 1991 года.

Об этом, в частности, отмечает в своем особом мнении к уже упомянутому мной решению КСУ от 2018 года, судья Виктор Павлович Колесник.

QuoteИм справедливо отмечено, что «отсутствие национального законодательства о местные и республиканский (АРК) референдумах было одним из аргументов сепаратистских движений на востоке Украины и в АРК при проведении в 2014 году неконституционных «референдумов».

В законопроекте предусмотрена возможность внесения изменений в Конституцию через референдум. Указанное идет в разрез с позицией Конституционного суда.

КСУ отметил, что создание законодательного механизма внесения изменений в Конституцию не соответствует порядку, установленном разделом XIII Конституции. Помимо прочего, это влечет ограничение конституционных полномочий парламента.

Стоит отметить, что такую позицию относительно невозможности внесения изменений в Конституцию аргументированно не разделяют некоторые судьи КСУ, в частности Колесник, а также Сергей Владимирович Сас.

По моему убеждению, такая позиция КСУ действительно является спорной, в то же время, учитывая наличие решения суда, внесение этих положений законопроекта является довольно рискованным.


Как вывод отмечу, что законопроект, несмотря на его насущность и актуальность, оставил «за бортом» ряд вопросов, которые требуют регулирования.

Он также содержит многочисленные формальные и содержательные недостатки, которые объективно необходимо устранять.

В противном случае референдум из эффективного инструмента прямого народовластия может превратиться в «гильотину» для государственного строя в Украине.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости

Вице-премьер по промышленной политике появится «через неделю» – Зеленский

Кандидатура на должность вице-премьер-министра по вопросам промышленной политики и оборонно-промышленного комплекса может быть определена уже через неделю. Об этом сообщил президент Владимир Зеленский на встрече с представителями местного бизнеса в ходе рабочей поездки в Одесскую область.

Еврокомиссия по ускоренной процедуре разрешила продажу первого препарата против COVID-19

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (U.S. Food and Drug Administration) 1 мая выдало в упрощенном порядке разрешение для экстренного использования ремдесивира для лечения COVID-19 в США.

На границе с Польшей 6 июля откроется еще один автомобильный пункт пропуска

В Государственной пограничной службе Украины сообщили, что Польша готова возобновить движение в своей части автомобильного пункта пропуска "Будомеж - Грушев".