Еще в начале года в Фонд гарантирования вкладов поступило письмо от вкладчиков нескольких банков. Его авторы обеспокоены тем, что существует реальная угроза невозврата им средств свыше гарантированной суммы в 200 тыс. грн. Положению кредиторов неплатежеспособных банков действительно не позавидуешь: возврат 200+ ожидают 130 тыс. вкладчиков, а имеющихся активов в большинстве неплатежеспособных банков не хватит на погашение требований четвертой (а у многих – и третьей) очереди.
Среди причин такого положения вещей, конечно, есть объективные факторы – военные действия, незаконная аннексия части территории государства, общее состояние экономики. Но есть и еще один определяющий фактор – активы нагло воровали. Бывшие руководители часто опустошали банки до введения временной администрации, и те приходили в фонд уже пустыми. Для оценки масштабов явления достаточно знать лишь, что рыночная стоимость активов всех банков в управлении фонда не достигает и 18% от балансовой, которую сами они рисовали «на бумаге».
В управлении фонда находятся банки, чьи бывшие «топы» смогли навыдавать инсайдерских кредитов (которые никогда и не планировалось возвращать) на 98% кредитного портфеля. Не говорю уже о выводе залога, краже активов из-за записи в госреестрах и другие способы вывода активов, на которые богата фантазия некоторых банкиров.
Фонд уже неоднократно публично поднимал этот вопрос, в том числе официально обращался к высшим должностным лицам государства с просьбой вмешаться в ситуацию. Однако проблема так и не сдвинулась с места: в настоящее время нами подано около 5,5 тыс. заявлений об уголовных правонарушениях, связанных с «исчезновением» активов более чем на 400 млрд грн. Среди них – 427 заявлений относительно действий связанных лиц на 203,6 млрд грн. Что касается судебной работы, то фондом были предъявлены иски к 594 лицам, связанным с неплатежеспособными банками, на общую сумму 66,4 млрд грн. Всего на этот момент юридическими службами фонда и неплатежеспособных банков ведется 44,9 тыс. судебных процессов почти на 193 млрд грн. При этом в большинстве процессов относительно крупных активов (свыше 10 млн грн) задачи фонда по защите государственных интересов и прав кредиторов являются сверхсложными, часто с непредсказуемыми результатами и последствиями.
Какой результат всей этой работы? К сожалению, печальный. Из тысяч поданных нами заявлений об уголовном правонарушении по состоянию на начало июля только 32 производства дошли до суда, из которых по 12 (на сумму 414,4 тыс. грн) вынесены обвинительные приговоры. А по более чем 75,6 тыс. исполнительных производств почти на 153 млрд грн, которые были переданы в органы государственной исполнительной службы по принятым решениям судов, реальное поступление средств колеблется в пределах статистической погрешности.
Не будем гадать, почему результативность действий судебной и правоохранительной системы близка к нулю. То ли на представителей этой ветви власти производят впечатление громкие фамилии фигурантов, то ли дело в чем-то другом. Очевидно одно: пост-фактум система не работает.
Как с этим бороться? Ответ на поверхности – не ждать и догонять, а сделать вывод активов невозможным априори. Точка. Запустить предохранительный механизм на этапе, когда банк еще находится под контролем НБУ. Украина уже на этом пути: согласно Соглашению об Ассоциации с ЕС, наша страна взяла на себя обязательства привести свое законодательство в соответствие с нормами Директивы 2014/59/ЕС о восстановлении платежеспособности и урегулирования неплатежеспособности банков.
Как это будет действовать?
НБУ получает и будет обязан применять механизмы предотвращения развития проблем в банке на более ранней стадии их возникновения. В частности, это дает возможность:
1) требовать у банка заменить руководителей на высшем уровне, которые не в состоянии или не имеют намерений обеспечить эффективное управление банком;
2) взять на себя ответственность за управление банком в целом или отдельными его направлениями и назначить в банк своих представителей.
Фонд, со своей стороны, получает возможность:
1) отслеживать состояние качества активов и состояние выполнения банком обязательств перед вкладчиками и кредиторами еще до момента возникновения проблем в деятельности банка;
2) заблаговременно принять меры по сохранению качества активов и своевременного выполнения обязательств взять на себя ответственность за деятельность банка перед вкладчиками и кредиторами в случае ухудшения финансового состояния банка;
3) самостоятельно предъявлять к банку требования, которые позволят обеспечить эффективность мер по проведенной успешной процедуры выведения банка с рынка.
И главное! Фонд получает возможность осуществлять выведение банка с рынка без привлечения средств налогоплательщиков!
Если же банк после всех превентивных мер все-таки будет признан неплатежеспособным, фонд предлагает значительно ужесточить механизм взыскания возмещения с акционеров за выведенные активы. Разработанные нами изменения к 52 ст. Закона о системе гарантирования вкладов заставят виновников всем их имуществом отвечать за опустошения банка. Тогда каждый владелец банка узнает, что он не сможет спокойно наслаждаться жизнью на тропических пляжах, осуществив вывод средства вкладчиков и кредиторов и сбросив обязательства банка на государство в лице Фонда гарантирования, а следовательно – на всех налогоплательщиков.
С этим предложением мы неоднократно за последние несколько лет обращались к парламенту предыдущего созыва. К сожалению, безрезультатно. Поэтому теперь попробуем обратиться к новоизбранной Верховной Раде. Эти изменения, которые, надеемся, будут внесены в законодательство, позволят возвращать выведенные деньги не когда-то в необозримом будущем, а действовать в отношении тех собственников, которые уже довели свои банки до неплатежеспособности.
Есть арабская пословица о разнице между умом и мудростью. Суть его в том, что умный человек всегда находит выход из трудного положения, а мудрый в трудное положение не попадает. Сейчас мы на пути, который позволит избегать проблемы еще до их возникновения. И это происходит гораздо меньшей ценой для всего общества, чем обходится борьба с их последствиями.