Есть ли покупатель на рынке недвижимости

Виктория Берещак
обозреватель рынка недвижимости
Фото: Jens Neumann/Pixabay

Фото: Jens Neumann/Pixabay

Вопрос, который вынесен в заголовок колонки, волнует всех. Девелоперы сетуют на ограниченное число покупателей с деньгами, злопыхатели кричат о грядущем кризисе на рынке жилья, а покупатель теряется из-за абсолютно диаметральных позиций.

Одни кричат, что нужно покупать, причем срочно — мол, сейчас ипотека повалит, и все начнет дорожать; вторые — что обвал близко, пузырь вот-вот лопнет. И первые, и вторые, как по мне, пребывают по разные стороны маниакальной лестницы, а правда где-то посередине.

На данный момент спрос на первичном рынке недвижимости можно назвать умеренным. Пожалуй, это будет самая правильная характеристика. Квартиры у системных девелоперов, которые активно строят и отлично зарекомендовали себя в локдаун, продаются и в сегменте комфорт+, и в бизнес-классе.

Telegram Logo

«Бизнес», конечно, уступает в процентном соотношении по общему объему реализованных лотов примерно на 15%. А все потому, что покупатель здесь куда более осторожен: он не спешит и выверяет каждый свой шаг, опасаясь непредвиденных обстоятельств и удара по своей финансовой стабильности из-за новых последствий коронавируса.

Цены в комфорт+, если проанализировать весь объем представленных на рынке лотов, выросли за год в связи с переходом на более высокую степень готовности, увеличением спроса на существующие форматы и реализацией отложенных ожиданий в среднем в пределах 8 — 12%.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Разумеется, все очень индивидуально и зависит от характеристик проекта. Объясню на примере. В многофункциональном проекте ЖК SKY AVENUE в Соломенском районе цена за год прибавила $88, или 10,5%, в то время как в соседнем однокласснике ЖК «Медовый» цена фактически осталась на прежнем уровне, как в январе 2020 года: тогда было $759, сегодня — $750.

Истина, понятное дело, кроется в деталях. Обращать внимание нужно на локацию, концепцию комплекса, ее реализацию, квартирографию, качество строительства, то есть применяемые технологии, материалы и инженерию, динамику строительства, окружение комплекса. Растет цена, как правило, не только по мере готовности объекта, но и с наличием спроса.

Я — приверженец позиции, что на качественный продукт всегда найдется свой покупатель. Поэтому я верю в современные форматы «город в городе», многофункциональные комплексы, экопроекты и очень надеюсь, что жилье масс-маркета уменьшит свое присутствие на рынке. Произойти это может двумя способами: либо проекты даже в дешевом сегменте будут внедрять новые решения по части комфортной среды и человекоцентричного пространственного планирования, либо постепенно вымрут. Мне больше по душе вариант развития.

Тем не менее не стану отрицать, что покупатель с деньгами действительно сейчас выходит на рынок в ограниченном количестве. И спрос очень нужно подтолкнуть, простимулировать, чтобы мы не варились на медленном огне, хаотично пытаясь разжечь пламя.

Самый действенный способ — доступная ипотека. Если в 2021 году программа «7%» запустится и людей будут устраивать условия, пойдут первые сделки, и в перспективе 2-3 лет, надеюсь, этот инструмент станет драйвером рынка.

Убеждена, что запуск льготной ипотеки, даже по скромным прогнозам, позволит увеличить продажи на рынке как минимум на 20% уже в 2021 году.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости