Фото: kolesa.kz
Во время героического сопротивления украинского народа очень многие институты и конкретные люди в Украине проявили себя неожиданно сильно. Вооруженные Силы Украины уже не нуждаются в дополнительных комплиментах. Как Нацбанк удерживал банковскую систему во время кризиса, будут изучать в ведущих экономических университетах мира. Вряд ли были примеры, когда страна находится под давлением такой вооруженной агрессии и одновременно способна удержать курс валюты стабильным, даже на «черном» рынке. И есть еще много примеров – то ли в цифровой трансформации, то ли в энергетике.
Но есть и ошибки. И о них нужно говорить. Чтобы их не повторять.
Ошибка номер один.
Это заметили все, у кого есть авто.
Государственное регулирование цен на бензин. В принципе любое государственное регулирование – всегда плохая идея. И всегда имеет только одно последствие. Тот продукт, стоимость которого вы регулируете, исчезает с полок. Похоже, последние годы в Венесуэле это продемонстрировали всему миру. Но мы решили повторить.
Конечно, ситуация и так сложная, и причин проблем на рынке много. Это и ракетные удары россиян. Это и значительные потребности Вооруженных сил, накладываемые на посевную. Но как раз в такой ситуации нужно вести себя осторожно, а не повторять стратегию слона в посудной лавке. А государство всегда себя так ведет, когда влезает в экономику. И ценовые ограничения, которые на фоне дорогостоящей нефти потребовали от бизнеса продавать бензин иногда даже дешевле себестоимости, не могли не привести к дефициту.
Это ошибка, ее нужно изучить и никогда не повторять.
Вторая ошибка – это удивительная смесь популизма и благих намерений. А именно – внедрение нулевой пошлины на ввоз автомобилей во время военного положения. И мы сейчас не говорим о том, какие там должны быть пошлины вообще, высокие или низкие. Это не предмет дискуссии. Речь именно о введении нулевых пошлин в текущей ситуации. В тот момент, когда Нацбанк всячески ограничивает импорт, что должно способствовать валютной стабильности, вдруг открывается такое окно для вывода денег из страны. На продукты очевидно не критического импорта. Так что здесь речь не только о налоговых потерях от отмены пошлины, но и о суммах, выводимых из страны во время войны. Не говоря уже о логистических проблемах, возникающих на границе из-за очередей желающих воспользоваться войной для покупки дешевых авто. Не говоря уже о мыслях, возникающих у очень сильно помогающих нам поляков, которые видят очереди из вип-авто, закупаемых бедными и страдающими украинцами.
Да, есть вопросы нужд фронта и волонтеров. Но для «бандеромобилей» можно было сделать отдельные исключения, это очень специфические авто. Как и для владельцев авто, уничтоженных рашистами. Но что-то подсказывает, что множества тех, кто потерял авто, и тех, кто завозит сейчас новые автомобили из Польши, не очень-то пересекаются.
Следует признать, что это была ошибка. И как можно скорее ее исправить.
И третья ошибка, которая только назревает. Правительство предлагает увеличить военный сбор в два раза. До 3 процентов. И так — у Минфина должны быть расчеты, как это может увеличить поступления в бюджет. Но есть ли расчеты, сколько людей из-за этого потеряет работу. Это прямое увеличение давления на белый бизнес, который сейчас пытается работать и платить белую зарплату.
Не очень логично увеличивать давление на бизнес в тот момент, когда важно сохранить каждое рабочее место. Ибо в этом году не только рекордно упадет украинский ВВП, но и рекордно вырастет безработица. И государство должно делать все, чтобы снизить ее уровень, а не давить на бизнес, подталкивая его к уменьшению количества работников.
Это та ошибка, которую еще не совершили. Но которая может быть очень дорогой.
Текст опубликован с согласия автора
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора