Facebook Pixel

Какие нововведения действуют на Таможне в условиях войны

Таисия Дуда
юрист AVELLUM

В связи с необходимостью адаптировать жизнь страны к условиям военного положения с начала войны был внесен ряд изменений в правила налогообложения и таможенного оформления ввозимых на территорию Украины товаров.

В частности, 5 апреля 2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения» № 2142-IX от 24 марта 2022 года («Закон 2142-IX»), который ввел ряд освобождений от налогообложения ввозимых на территорию Украины товаров и определенным образом упрощает таможенное оформление. Фактически Закон 2142-IX можно назвать таможенной реформой на время войны. Далее рассмотрим его более подробно, ведь адаптация таможенного законодательства должна стать одним из факторов приближения нашей победы.

Освобождение от налогообложения

Следует сразу заметить, что все положения об освобождении от налогообложения, предусмотренные Законом 2142-IX, не применяются к товарам, имеющим происхождение из государства-агрессора/оккупанта (Россия и потенциально Беларусь), ввозимые из такого государства или с территории Украины, которая официально признана оккупированной.

Также следует отметить, что положения об освобождении от налогообложения действуют временно, на период военного положения, при этом Закон 2142-IX не предусматривает, что после завершения его действия необходимо будет уплатить соответствующие налоги/пошлины за ввозимые с применением освобождения товары.

Далее подробнее остановимся на положении Закона 2142-IX об освобождении от налогообложения и некоторых других.

Освобождение от налогообложения НДС товаров, ввозимых на территорию Украины

На время военного положения освобождаются от налогообложения НДС товары, ввозимые на территорию Украины: (i) плательщиками единого налога III группы, избравшими применение ставки налога в 2% от дохода; (ii) плательщиками единого налога I-III групп, применяющими ставку единого налога в 5%.

Освобождение от уплаты пошлины

На период военного положения, за некоторыми исключениями, освобождаются от налогообложения ввозными пошлинами товары, ввозимые на территорию Украины субъектами хозяйствования (юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями). Освобождение не касается, в частности, импортеров алкогольных напитков, табачных изделий, спирта.

Освобождение от налогообложения для транспортных средств, ввозимых физическими лицами

На период военного положения освобождаются от НДС, акцизного налога и пошлины легковые автомобили, мотоциклы, пассажирские и грузовые транспортные средства (микроавтобусы, автобусы, грузовики), ввозимые на территорию Украины физическими лицами.

Другие нововведения на время военного положения

На момент военного положения устанавливается мораторий на проведение документальных проверок таможенными органами.

Также останавливается течение определенных сроков, установленных Таможенным кодексом Украины (в частности, это касается сроков, предусмотренных положениями о корректировке таможенной стоимости, сроке хранения товаров в таможенном режиме таможенного склада, срока временного хранения товаров и других).

Срок регистрации объектов права интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов права интеллектуальной собственности во время военного положения должен будет продолжаться автоматически. Вместе с тем, Кабинету Министров Украины предоставлено право определять категории товаров, в отношении которых не будут осуществляться меры по содействию защиты прав интеллектуальной собственности (в частности, приостановка таможенного оформления товаров, в отношении которых есть подозрение в нарушении прав интеллектуальной собственности и другие).

Новые правила таможенного оформления

Закон 2142-IX содержит и ряд положений, призванных упростить процедуру таможенного оформления товаров, что, безусловно, должно стать действенным механизмом поддержки бизнеса и обеспечения товарами населения в условиях войны.

При этом сейчас фактически еще нет четкого механизма реализации Закона 2142-ІХ, и существует несогласованность в действующих правилах таможенного оформления.

Далее остановимся подробнее на положениях Закона 2142-ІХ, касающихся таможенного оформления, а также на положениях некоторых других актов по этому вопросу.

Закон 2142-ІХ предоставляет право субъектам хозяйствования, которые являются плательщиками единого налога I-III групп (кроме применяющих ставку 3%) осуществлять декларирование товаров в таможенный режим импорта упрощенным способом – путем представления предварительной таможенной декларации, содержащей всю необходимую информацию для выпуска товаров. Кроме того, предусмотрено, что таможенное оформление таких товаров должно быть завершено не позже, чем через 1 час с момента представления таможенной декларации/предъявления товаров.

Следует сказать, что еще до того, как был принят Закон 2142-IX, Кабинет Министров Украины принял постановление «Некоторые вопросы осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, в частности транспортных средств, в условиях военного положения» № 330 от 20 марта 2022 года (» Постановление 330»), которое регулирует упрощенный способ таможенного оформления по предварительной таможенной декларации.

В свою очередь Постановление 330 должно было вступить в силу одновременно с законом, предусматривающим ввоз товаров в условиях военного положения без взимания таможенных платежей. Очевидно, именно таким законом следует считать Закон 2142-IX. Соответственно, вступление в силу Закона 2142-IX дало нам основания считать Постановление 330 также вступившим в силу с 5 апреля 2022 года. Однако, по данным официального сайта Верховной Рады Украины (по состоянию на момент этой публикации), Постановление 330 все еще не вступило в силу, что, в частности, ранее отмечала и сама Государственная таможенная служба Украины в своем письме таможням № 08-1/10/7/1720 от 06.04.2022.

Следует напомнить, что Постановление 330 предусматривает возможность упрощенного способа таможенного оформления не только субъектами хозяйствования, но и ввозящими транспортные средства гражданами. При этом согласно Постановлению 330 для применения упрощенного способа таможенного оформления лицо должно подать таможне соответствующее заявление. Кроме того, Постановление 330 запрещает одновременное использование лицом упрощенного и стандартного способа таможенного оформления (после перехода на стандартный способ таможенного оформления возврат к упрощенному невозможен).

Де-факто таможенные органы сейчас не руководствуются Постановлением 330 (по крайней мере в существующей сегодня редакции), а исходят только из положений Закона 2142-IX.

Пока нет ясности по поводу таможенного оформления товаров в упрощенном порядке по предварительной таможенной декларации. При этом мы понимаем, что на практике сейчас плательщики I-III групп все-таки могут воспользоваться этим нововведением (оформив товары в импорт по предварительной таможенной декларации существующей формы).

Форма заявления о применении упрощенного порядка таможенного оформления, предусмотренная Постановлением 330, не утверждена. Очевидно, по крайней мере, в настоящее время подавать такое заявление не нужно.

Освобождение от уплаты таможенных платежей

Что касается практического применения освобождения от уплаты таможенных платежей, то оно будет применяться посредством преференции (применение кода соответствующих преференций при подаче таможенной декларации). Коды новых преференций (в частности 223, 224 и 311) были предусмотрены путем внесения изменений в приказ Министерства финансов Украины от 20 сентября 2012 года № 1011. Кроме того, здесь следует напомнить, что освобождение от налогообложения не распространяется на товары, страна происхождения которых государство-агрессор /оккупант. Следовательно, для того, чтобы воспользоваться преференцией, необходимо иметь документы, подтверждающие страну происхождения товара.

Ввоз отдельных категорий товаров

Закон 2142-IX также предусматривает изменения, касающиеся требований/ограничений по перемещению отдельных товаров через таможенную границу Украины.

При этом некоторые изменения вводятся на постоянной основе, а другие – на период военного положения.

В частности, в качестве постоянного положения, Закон 2142-IX предусматривает, что разрешается ввозить на территорию Украины те товары, которые по коду согласно УКТВЭД и описанию могут принадлежать, но по своим характеристикам и физико-химическим свойствам не относятся к определенным категориям товаров, относительно которых установлены запреты/ограничения, при условии представления декларантом заявления о неприменении таких запретов/ограничений. В частности, речь идет о таких категориях товаров, в отношении которых установлены запреты/ограничения, как культурные ценности, наркотические, психотропные вещества, запрещенные излучающие устройства, агрохимикаты, пестициды, подлежащие государственной регистрации.

Такое заявление декларанта делается в виде внесения кода в таможенную декларацию о том, что декларируемые товары не относятся к товарам, в отношении которых действуют запреты/ограничения. В целом такой способ декларирования существовал и раньше.

Закон 2142-ІХ также уточняет, что достоверность информации, изложенной в таком заявлении декларанта, может быть проверена во время пост-таможенного контроля. Следовательно, декларант должен иметь документы в подтверждение того, что его товары не относятся к таким, на которые установлены запреты/ограничения.

Кроме того, Закон 2142-IX устанавливает особенности, касающиеся ограничений по ввозу отдельных товаров, которые будут действовать только во время военного положения.

Так, Закон 2142-IX предусматривает, что на время военного положения по решению Кабинета Министров Украины будет разрешен ввоз на территорию Украины товаров, в отношении которых установлены ограничения без предъявления таможенным органам соответствующих разрешительных документов и/или без соблюдения условия присутствия/отсутствия таких товаров в соответствующих специальных реестрах.

При этом это не касается товаров, имеющих происхождение из государства-агрессора/оккупанта, или ввозимых из такого государства, или с территории Украины, официально признанной оккупированной, а также наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, товаров военного назначения или товаров двойного использования , радиоактивных материалов и опасных отходов. Пока нам неизвестно о принятии соответствующего решения Кабинетом Министров Украины по какой-либо категории товаров. Возможно, в дальнейшем будет утвержден соответствующий список.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора