Эпидемия сделала дистанционное банковское обслуживание единственным безопасным путем получения финансовых услуг. Очевидно, что в выигрыше будут банки, которые инвестировали в дистанционные каналы.
Трендом последних 10 лет был переход все большего количества клиентов на дистанционное обслуживание. Его мы и будем наблюдать в ближайшие годы. Причина в том, что люди ценят свое время. А также в том, что появилось много пользователей смартфонов. Мы имеем качественный интернет. Имея доступ к банковскому счету через компьютер или телефон, человек уже не должен регулярно идти в банк.
Читайте также: Рада ввела налоговые льготы для бизнеса на время карантина
И эпидемия, и общая тенденция перехода на кешлесс стимулируют этот тренд, потому что многие функции сегодня в приложении — бесплатные, а вот в отделении за обслуживание нужно платить комиссию. Кроме того, из-за пандемии часть банков просто сократят количество открытых отделений.
Мы будем видеть, что все больше массовых клиентов станут переходить в режим дистанционного обслуживания, а сложные продукты, которые часто требуют присутствия в отделении (VIP и Private банкинг), будут сочетаться с дистанционными каналами.
Сейчас отпадает необходимость в тесном контакте клиента с банком.
Драйверами роста количества отделений было розничное кредитование. В 2000-2004 годах это были небольшие потребительские кредиты, потом – карточки, потом — автомобили и ипотека. При продаже банка новому инвестору считалась и доля рынка, и количество отделений. Хотя изначально отделения открывались банками не только под продажу, но и под обслуживание потока розничных клиентов — тех, кто хотел разместить депозиты.
Когда в 2008 году случился международный финансовый кризис, пришлось закрывать многие отделения, несмотря на вложенные туда деньги. Количество клиентов, которые обслуживались в отделениях, резко упало, банки перестали кредитовать, и многие отделения банков стали генерить убытки. Тогда банки начали делать релокацию, укрупнение и так далее.
Сейчас же, когда многие клиенты, особенно из молодого поколения, используют поход в банк только для идентификации, отпадает необходимость в тесном контакте клиента с банком. Почти все транзакции ты делаешь дистанционно. Банки, которые используют bank ID, могут использовать идентификацию клиента, проведенную другим банком, и это один из шагов.
До 2008 года открытие отделения могло доходить по стоимости до миллиона долларов. Крутые VIP-отделения на Хрещатике могли столько стоить при покупке недвижимости и после очень хорошего ремонта. И вряд ли мы найдем украинский банк, который за последние годы ничего не делал со своими отделениями, не занимался релокацией, укрупнениями и так далее.
Сейчас большинство отделений, которые остались на рынке, операционно являются прибыльными. После пандемии эта картина прогнозируемо может измениться.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора