Бумажные трудовые книжки постепенно уйдут в прошлое: закон опубликован.
Предыстория
5 февраля 2021 года Верховная Рада приняла закон № 3623 относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме, который предусматривает отмену обязательного ведения трудовых книжек в бумажной форме.
4 марта 2021 года президент Владимир Зеленский подписал закон, а уже 10 марта он был опубликован в парламентской газете «Голос Украины».
Закон вступает в силу 10 июня 2021 года, через три месяца после опубликования, и устанавливает постепенный переход к ведению трудовых книжек в электронной форме, который состоится в следующие пять лет. Пятилетний срок заложен для внесения Пенсионным фондом в реестр застрахованных лиц Госреестра недостающих сведений о трудовой деятельности работников.
А пока будет применяться как бумажная трудовая книжка, так и электронная форма уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности работника из Государственного реестра.
Что меняется?
Закон вводит учет трудовой деятельности работников в электронной форме, использования этих сведений для подтверждения имеющегося стажа работы для заключения трудового договора, назначение пенсий и тому подобное.
Также на законодательном уровне регулируется вопрос об автоматическом назначении пенсии по возрасту через личный электронный кабинет лица на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда. С 2000 года данные о трудовом стаже вносят в электронные реестры.
Согласно тексту закона, реестр застрахованных лиц будет формировать и вести Пенсионный фонд. В случае отсутствия сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц, Пенсионный фонд должен собрать их в течение пяти лет со дня вступления в силу закона.
Кроме того, если в системе будут отсутствовать данные о страховом стаже, необходимом для назначения пенсии по возрасту, территориальный орган ПФУ обязан информировать застрахованное лицо об этом и о необходимости их представления.
Что это означает для работодателя?
По мнению законодателей, отмена необходимости вести трудовые книжки — облегчит жизнь работодателя, уменьшит бумажную бюрократию и создаст более удобный механизм ведения документации в электронном виде.
Теперь работодателю не нужно требовать бумажную трудовую книжку от работника при его трудоустройстве, а также вносить записи в такую трудовую книжку. Учет трудовой деятельности будет осуществляться в электронной форме в Реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Реестр).
Но необходимо будет перенести уже имеющиеся бумажные данные трудовых книжек работника (самому работнику или работодателю) в Реестр в течение следующих пяти лет. Сведения о трудовой деятельности предусмотрено подавать через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда в виде сканированных или оцифрованных копий трудовой книжки.
После такого включения трудовая книжка возвращается владельцу под расписку, а работодатель продолжает вносить записи о трудовой деятельности работника путем представления соответствующей отчетности (новой объединенной отчетности по ЕСВ и НДФЛ).
Но до завершения переноса данных работника в Реестр при его увольнении работодатель все же должен внести соответствующие записи в трудовую книжку и выдать ее работнику. То есть работники, принятые до и увольняющиеся после вступления в силу закона, сведения из трудовой книжки которых еще не переданы Пенсионному фонду, должны в день увольнения получить надлежащим образом оформленную трудовую книжку и копию приказа об увольнении.
Стоит заметить, что после вступления в силу закона предоставление копии такого приказа увольняемым станет обязанностью работодателя. Имея трудовую на руках, работник может сам передать сведения о своей трудовой деятельности в Пенсионный фонд.
Что меняется для работников?
Трудовые книжки для работников не исчезнут. После того, как все необходимые сведения будут переданы Пенсионному фонду, будет сохраняться действующий на сегодня порядок учета трудовой деятельности работников.
Поэтому, если работник не очень доверяет информационным технологиям и электронным реестрам, закон предусматривает возможность ведения, по требованию такого работника, параллельного учета его трудовой деятельности путем заполнения бумажной трудовой книжки. Даже если работник трудоустраивается впервые и не имеет трудовой книжки, он сможет обратиться к работодателю с требованием оформить ее. В таком случае работодателю придется вести двойной учет работы работника: в электронной и бумажной форме.
Кроме того, бумажные трудовые книжки не для всех отходят в прошлое. Если стаж начинается с 2000 года, то да — вся информация будет в едином Реестре, если до 2000 года — чтобы подтвердить свой трудовой стаж, нужно предоставить трудовую книжку, и поэтому отмена трудовых полностью пока невозможна.
Вместо заключения
Изменения, предусмотренные законом, вступят в силу через три месяца со дня его опубликования. К этому времени порядок ведения кадрового учета остается прежним. А чтобы быть готовыми к изменениям — пока посмотрите, верно ли заполнены трудовые книжки работников на вашем предприятии.
Но, как видим, прощание с бумажными трудовыми книжками состоится еще не скоро. Отсчет пошел.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора