Facebook Pixel

Будущее медиации в Украине: прогноз на 5 лет

Юна Потемкина
руководитель практики альтернативного решения споров Asters, медиатор

Медиация — действенный и экономически выгодный способ профилактики и разрешения конфликтов. Каковы перспективы ее развития в Украине в ближайшие годы?

В 2015 году состоялось мое знакомство с медиацией и оно навсегда изменило отношение к оказанию юридических услуг и коммуникациям. Использование медиационных инструментов как в работе с государством, так и с частным сектором неоднократно подтверждало свою эффективность и превышало ожидания, заложенные на старте.

Если посмотреть на становление Украины как независимого государства, то увидим, что уже с начала 90-х появились первые инициативы и создавались ячейки, которые строили «мостики» с западными медиаторами. Как и много где в мире, к медиации обращаются, когда возникают трудовые конфликты. Так, когда в 1989 году начались массовые протесты шахтеров Донбасса, туда приезжали американские арбитры и медиаторы из Федеральной службы медиации и примирения и Американской ассоциации арбитров. Параллельно медиация стала развиваться в социальной сфере. В 2019 году при поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Украине состоялась конференция, посвященная 25-летию медиации в Украине.

Несмотря на свою доказанную эффективность, пока медиация все еще не стала частью культурного кода украинского общества. Но это вопрос времени. Какие тенденции развития медиации будут определять сферу деятельности на следующие 5 лет?

Прогноз 1. Медиация в повестке дня украинского бизнеса

Поле применения медиации стало значительно шире: не только споры и конфликты, но и любые переговоры.

Так, в переговорах конфликта как такового может еще не быть — а вот конфликт интересов (реальный или потенциальный), скорее всего, уже есть, и медиатор помогает участникам находить общее решение с учетом интересов сторон.

Одной из таких сфер является медиация между партнерами по бизнесу. Медиация стала неотъемлемой частью начала бизнес-партнерства: при создании нового бизнеса; привлечении нового партнера в бизнес, который уже работает; объединении бизнесов, которые уже работают.

На этом этапе, как правило, конфликта между партнерами нет. Напротив, они заинтересованы друг в друге и настроены на сотрудничество. Поэтому очень высоки шансы договориться по всем ключевым вопросам и обезопасить взаимоотношения на будущее.

Медиационное предостережение становится неотъемлемой частью договоров. На этапе заключения договора стороны предусматривают медиацию как предшествующий судебному разбирательству способ решения спора.

Прогноз 2. Медиация имеет законодательную основу в Украине

Сформировано правовое поле медиации как отдельного института, который применяется для решения любых видов споров. На законодательном уровне определяются базовые требования к подготовке медиаторов, основополагающие принципы процедуры медиации и ориентиры профессионального регулирования.

Кроме того, стратегическое развитие системы правосудия улучшает доступ к ней через развитие альтернативного разрешения споров. Для отдельных категорий дел установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров с использованием медиации и других практик, а также проработан вопрос о введении института мирового судьи.

Ратифицирована Конвенция ООН «О международных договорах по результатам медиации» (United Nations Convention on International Settlement Agreements Resulting from Mediation). Украина — среди стран-подписантов. Конвенция призвана сделать возможным и облегчить выполнение решений, достигнутых сторонами в ходе медиации в международных коммерческих спорах в различных юрисдикциях. Вроде инструмента признания и исполнения решений, достигнутых в ходе медиации, подобных тем, которые предусмотрены Нью-Йоркской конвенцией о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 года.

Прогноз 3. Налажено взаимодействие с судебной системой

Судьи сотрудничают с медиаторами и используют этот инструмент для разгрузки судебной системы.

Введены инструменты стимулирования сторон к урегулированию спора мирным путем с помощью медиации как до, так и в ходе судебного разбирательства. Так, соответствующими статьями ХПКУ, ГПКУ, КАСУ, среди прочего предложено, что стороны могут примириться, в том числе путем медиации, на любой стадии судебного процесса, а результат договоренностей сторон может быть оформлен в виде мирового соглашения.

Кроме того, во время подготовительного заседания суд выясняет, желают ли стороны провести внесудебное урегулирование спора путем медиации, и в случае согласия объявляет перерыв в подготовительном заседании.

При обращении обеих сторон с ходатайством о приостановлении производства по делу в связи с проведением медиации у суда возникает обязанность приостановить производство на время проведения медиации, но не более чем на 90 дней со дня вынесения судом определения о приостановлении производства.

Кроме того, сторонам судебного производства, которые урегулируют свой спор с помощью процедуры медиации, предусмотрены финансовые поощрения. Истцу (жалобщику, заявителю) в случае успешно проведенной медиации будет возвращено из государственного бюджета 60% судебного сбора, уплаченного при подаче иска (апелляционной или кассационной жалобы).

Прогноз 4. Медиация — залог эффективного юриста

Все более актуальным в Украине становится вопрос эффективного юриста, который действует как «сотрудничающий юрист» [collaborative lawyer], помогая клиентам урегулировать споры наиболее приемлемым для урегулирования конфликта образом. Клиенту нравится, когда о нем заботятся, заботятся о его репутации, и именно поэтому есть большая вероятность, что он приведет новых клиентов.

Кроме того, медиация позволила разнообразить портфель услуг, оказываемых юристами, может создать дополнительные точки дифференциации на рынке юридических услуг. Лидеры рынка юридических услуг активно способствуют тому, чтобы их специалисты приобретали навыки медиации.

Прогноз 5. Технологии и медиация

После пандемии коронавируса и перехода бизнес-команд в удаленный доступ с использованием технологий для связи медиация стала еще более жизнеспособным решением. Разрешение споров также осуществляется в онлайн-среде (ODR или Online урегулирование споров), предоставляя бизнесу независимость и автономность при разрешении конфликтов и споров.

Видеоконференцсвязь, Zoom, социальные сети, онлайн-платформы и другие технологические инновации доказали свою эффективность при оказании услуг медиации даже при закрытых границах и ограничениях в передвижении.

Прогноз 6. Медиация в учебных заведениях

Обучение и подготовка по вопросам посредничества и разрешения конфликтов начнется в школьных учреждениях и станет частью учебной программы для государственного и частного секторов образования на всех уровнях. Междисциплинарные курсы по разрешению конфликтов стали частью стандартной учебной программы для студентов, а медиационные навыки — частью всех профессиональных программ аспирантуры.

В школах введен сертифицированный медиатор как неотъемлемая часть школьного персонала, к которому направляют участников конфликта. Медиатор также проводит встречи примирения, школьные конференции. При таком подходе преимущества медиационного урегулирования получают участники конфликта или восстановительных практик, которые проводит медиатор, включая взятие ответственности на себя, осознание совершенного, чувство справедливости возмещения (если необходимо) и снижение вероятности повторения нарушения.

Икона бизнеса Питер Друкер говорил: «Лучший способ предсказать будущее — это создать его». Многие из описанных в этой статье трендов уже начали развиваться. Медиация в Украине — это область роста, а ежедневная работа украинских медиаторов будет способствовать реализации этих прогнозов.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора