Более года назад Мироновский хлебопродукт (МХП) завершил покупку крупнейшего производителя мяса птицы в Юго-Восточной Европе — словенской Perutnina Ptuj Group.
Как сообщила пресс-служба украинского агрохолдинга, стоимость 100% акций Perutnina Ptuj Group составила 273 млн евро.
Глава 1. Что было год назад
Покупая
Perutnina Ptuj Group
Perutnina Ptuj Group имеет производственные мощности в четырех балканских странах: Словении, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговине; обладает дистрибьюторскими компаниями в Австрии, Македонии и Румынии, а также поставляет продукцию в 15 стран Европы. По состоянию на конец 2019 года, в Perutnina Ptuj Group работало 3693 сотрудника, из которых 1871 человек — в Словении. Компания производит почти 90 тыс. тонн мяса птицы в год.
, представители МХП заверяли словенцев, что агрохолдинг инвестирует в их птицефабрику 250 млн евро в течение пяти лет, и гарантировали использовать местные производственные мощности.
— В реальности инвестиции пока значительно меньше, — признается недавно назначенный генеральный директор Perutnina Ptuj Group Энвер Шишич (Enver Šišić).
«Первые инвестиции, которые мы сделаем в Словении, — это инвестиции в окружающую среду, экологию. Мы построим новую установку очистки сточных вод», — рассказал он местному изданию.
По словам гендиректора, «в следующем году ожидаются инвестиции от 15 до 20 млн евро».
Он сообщил, что украинские собственники планируют модернизировать бойню и построить комбикормовый завод в Словении.
«Инвестиции продвигаются медленнее, чем ожидалось, — сетует Шишич и объясняет затяжку бюрократическими процедурами. — Согласование некоторых вопросов занимает неоправданно много времени. Мы хотим построить завод по производству кормов в Птуе (Словения), но нам нужно 2,5 года ждать экологического разрешения».
В то же время в соседних Хорватии, Боснии и Герцеговине процесс расширения мощностей идет живее. Perutnina Ptuj Group также готовится начать строительство новых птицеферм и инвестировать в экологию в Сербии.
Энвер Шишич – словенец, старожил компании. Он начал работать в Perutnina Ptuj Group еще в 1998 году в качестве технолога. Гендиректором группы украинские собственники назначили его 21 февраля 2019 года после завершения процедуры покупки на общем собрании акционеров.
А вот финансовым директором Perutnina Ptuj Group стал украинец Евгений Дранов, который до этого работал руководителем отдела отчетности в МХП. Кроме него, в наблюдательный совет Perutnina Ptuj Group вошли выходцы из МХП Виктория Капелюшна, Максим Писарев, Ярослав Михайловский и Виталий Адамчук.
Назначив своих людей на ключевые позиции в компании, украинские собственники следующим шагом вытеснили 3900 мелких акционеров компании, владеющих 0,8% всех акций.
Для этого было принято решение, что все акции компании, владельцем которой не является основной акционер, т.е. Hemiak Investments Limited (кипрская компания, принадлежащая МХП), уменьшенные на количество собственных акций Perutnina Ptuj dd, передаются основному акционеру с выплатой выходного пособия в размере 22,34 евро за каждую акцию.
Выходное пособие равно сумме денежного платежа за акцию, указанной в заявке на поглощение, и максимальной сумме, по которой основной акционер приобрел акции Perutnina Ptuj у металлургической компании Slovenska Industrija jekla dd (SIJ Group).
Глава 2. Как украинцы словенскую птицефабрику у россиян купили
Кстати,
SIJ Group
SIJ Group, крупнейшая словенская вертикально интегрированная металлургическая группа. Контрольный пакет акций компании находится в собственности российской компании Дилон, принадлежащей семье Зубицких
, которая продала Perutnina Ptuj, принадлежит россиянам. То есть, фактически украинский магнат Косюк купил словенскую птицеферму у россиян-миллиардеров Зубицких.
Справка
семья Зубицких, состоящая из бывших и нынешних владельцев Кемеровского коксохимического завода (группа «Кокс»), входит в десятку самых богатых семей России по рейтингу Forbes. Издание оценило состояние семьи Зубицких более чем в $1,06 млрд. Основатель группы «Кокс» — Борис Зубицкий — в 1995 году возглавил завод, ставший основой семейного бизнеса. В 1999 году Борис Зубицкий был избран в Государственную думу России. После этого он был бессменным депутатом российского парламента еще трех созывов вплоть до своей смерти в феврале 2017 года.
SIJ Group, в свою очередь, завершила покупку Perutnina Ptuj весной 2016 года. Трудно объяснить решение сталелитейной компании приобрести не профильный для нее актив, да еще обремененный на момент покупки долгами (40,5 млн евро по состоянию на 2016 год) и скандалами.
Национальное бюро расследований Словении подозревало предыдущее руководство Perutnina Ptuj в злоупотреблениях служебным положением в корыстных целях.
«В рамках процедуры рекапитализации Perutnina Ptuj SIJ dd была выбрана в качестве лучшего участника торгов, который предложил не только цену в 8 евро за акцию Perutnina Ptuj, но и рекапитализацию в размере 40 млн евро, с помощью которых Perutnina Ptuj сможет значительно сократить свой долг», — объяснял директор по корпоративным коммуникациям SIJ Денис Манцевич мотивы покупки сталелитейщиками птицефермы.
Вполне вероятно, что покупка непрофильного актива явилась одной из причин, вынудившей SIJ нарастить долги. А тут еще неблагоприятная конъюнктура на европейском рынке стали...
В этой ситуации собственники SIJ Group справедливо считают сделку по продаже Perutnina Ptuj по цене более 22 евро за акцию на общую сумму более 240 млн евро очень удачной.
«Задолженность SIJ Group снизилась почти вдвое в 2019 году, что свидетельствует об успешной продаже продовольственного бизнеса (Perutnina Ptuj Group)», — заявил президент правления SIJ Group Андрей Зубицкий, подводя итоги года.
На конец 2019 года чистый финансовый долг SIJ Group составил 136,8 млн евро, или на 43% меньше, чем годом ранее.
Глава 3. Безосновательные страхи европейцев
Известие о покупке украинцами одного из крупных производителей мяса птицы в Евросоюзе породило ряд вопросов у местных фермеров, общественных организаций и журналистов.
Чаще всего спрашивали: будут ли новые собственники завозить корма и мясо птицы на таможенную территорию Евросоюза из Украины? Например, в сербских СМИ высказывались предположения, что корма для животных в Украине производятся, в основном, из генномодифицированных сои и кукурузы.
Сербы боялись, что словенские куры, «вскормленные украинскими модифицированными кормами», попадут к ним на стол. МХП опровергла домыслы белградских журналистов.
«Все зерновые, которыми мы кормим птицу, поступают от сертифицированных международных производителей и подлежат строгому правилу, что они не содержат и не могут содержать ГМО», — говорится в заявлении украинской компании.
Впоследствии Perutnina Ptuj Group вынуждена была разместить сообщение на официальном сайте компании, что покупает пшеницу и зерно кукурузы местного производства.
Словенские же фермеры опасались наплыва дешевого украинского мяса не по экологической, а по экономической причине: им такая перспектива грозила банкротством.
«Эта опасность (импорта украинского мяса. – Прим. авт.) никогда не существовала, поскольку она не была бы даже экономически оправдана», — развеял страхи фермеров и потребителей гендиректор Perutnina Ptuj Group.
По словам Шишича, компания зарекомендовала себя высоким качеством продукции прежде всего словенского происхождения, которому доверяет потребитель.
«Владелец, который заплатил более 240 млн евро за Perutnina Ptuj, не захотел бы рисковать этим доверием, не говоря уже об упаковке украинского мяса под брендом Perutnina Ptuj Group», — опроверг домыслы СМИ гендиректор компании.
Продолжая тему гипотетической возможности импорта свежего мяса из Украины, он отметил, что рынок и потребитель сами решают, хотят ли они его покупать и по какой цене.
«Но мы этого (импортировать мясо из Украины. – Прим. авт.) делать не будем, да и у нашего собственника нет такого интереса», — подчеркнул гендиректор Шишич.
Глава 4. Год под руководством МХП
За год под украинским руководством Perutnina Ptuj Group достигла рекордных продаж.
Пресс-служба компании сообщает, что продажи мяса птицы увеличились в 2019 году на 9%, а продажи продуктов из птицы — на 3%.
Perutnina Ptuj сохранила лидирующие позиции на рынке Словении, одновременно увеличив свою долю на рынках других стран бывшей Югославии (Хорватия, Босния и Герцеговина и Сербия).
Почти половина произведенной продукции Perutnina Ptuj Group экспортировалась в более чем 20 стран. В начале 2019 года компания также вышла на американский рынок, где продажа осуществляется в 23 штатах.
В прошлом году Perutnina Ptuj Group получила выручку от продаж в размере 285 млн евро, что на 14,4 млн евро, или на 5%, больше, чем в 2018 году.
Прибыль до налогообложения, износа и процентов (EBITDA) достигла 41,7 млн евро, что на 43% больше, чем в 2018 году.
Чистая финансовая задолженность была снижена до 33 млн евро, а инвестиции увеличились на 18% по сравнению с 2018 годом и составили 9,1 млн евро в 2019 году.
«Такие показатели являются не только результатом хорошей работы сотрудников, но и отражают синергию объединения с новым владельцем MHP Group», — объяснил гендиректор Perutnina Ptuj Group.
По его утверждению, в прошлом году менеджмент группы сосредоточился на унификации методов работы в рамках Perutnina Ptuj Group и МХП, а также на оптимизации и повышении технологического качества производства.
«Впервые в 2019 году мы также подготовили нефинансовый отчет Perutnina Ptuj Group в соответствии с принципами международной отчетности (GRI). В отчете мы подробно рассказываем о нашем влиянии на окружающую среду, благополучии животных, сотрудников, охране труда и безопасности, качестве и безопасности продукции, цепочке поставок и нашем сотрудничестве с заинтересованными сторонами», — похвалился Энвер Шишич.
На основе результатов 2019 года Perutnina Ptuj Group, МХП поставил перед словенцами амбициозные планы на 2020 год. Они надеются на 10% рост выручки на уровне группы.
По заявлениям руководства компании, в первой половине 2020 года Perutnina Ptuj удалось еще больше нарастить производство и продажи и превысить ранее намеченные планы.
Однако Энвер Шишич признал, что в условиях пандемии COVID-19 компания испытывает трудности со сбытом на рынках Западной Европы, где значительная часть продукции Perutnina Ptuj Group продается в секторе общественного питания.
«Чрезвычайная ситуация повлияла на поведение потребителей, которые в период карантина отдавали предпочтение товарам, которым они доверяли больше всего. Это продукция отечественных производителей и известных брендов, в число которых, несомненно, входим и мы, Perutnina Ptuj», — объяснил Шишич.
«Мы увидели сокращение экспортных продаж на западноевропейские рынки, где мы продаем больше товаров в сегменте общественного питания. К сожалению, пандемия полностью парализовала этот сегмент на несколько месяцев», — добавил он.
В первой половине 2020 года Perutnina Ptuj Group также продолжила реализацию запланированных инвестиций. В частности, компания успешно завершила инвестицию и удвоила производственные мощности в Хорватии.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора