Немецкая HHLA становится бенефициаром морского Шелкового пути и не против продлить его до берегов Балтийского и Черного морей.
В конце октября (30 октября 2020 года) правительство Италии одобрило инвестиционную сделку между немецкой компанией Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA) и крупнейшим итальянским портом Триест.
Согласно договору, HHLA покупает контрольный пакет 50,01% в новом многофункциональном терминале Trieste Logistics Platform (TLP) пропускной способностью 300 тыс. TEU (единица измерения вместимости контейнеров), 90 тыс. ед. транспортных средств и 700 тыс. тонн генеральных грузов.
Покупка портового терминала в порту Триест – это третье приобретение гамбургского логистического гиганта после Таллинна и Одессы.
Подписание сделки в Италии совпало по времени с завершением строительства нового, крупнейшего в Черном море, контейнерного терминала в украинском порту Одесса.
27 октября 2020 года на форуме TRANS EXPO-2020 в Одессе немецкая HHLA отчиталась об успешной реализации инвестиционного проекта стоимостью 20 млн евро по расширению контейнерного терминала на Карантинном моле, который увеличит пропускную способность порта Одесса на 300 тыс. TEU.
«Завершение строительства 4-го пускового комплекса – это еще один шаг к осуществлению нашего плана по созданию в Одесском порту высокотехнологичного контейнерного терминала с пропускной способностью более 1,2 млн TEU в год», — заявил на форуме генеральный директор дочернего предприятия HHLA «Контейнерный терминал Одесса» (ДП КТО) Анастас Коккин.
HHLA контролирует контейнерный терминал на Карантинном моле Одесского порта с 2001 года. Проект расширения терминала компания реализует совместно с Администрацией морских портов Украины.
По итогам 2019 года ДП КТО заняло второе место в международном рейтинге лидеров черноморских контейнерных терминалов.
Справка
Немецкая Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA) специализируется на портовой перевалке, а также контейнерной и транспортной логистике. Компания котируется на фондовой бирже. В компании работает 6300 сотрудников. Она обрабатывает 7,5 млн TEU контейнеров, имея оборот в 1,350 млрд евро. HHLA контролирует четыре терминала в порту Гамбурга, один в Одессе (Украина) и один в Таллинне (Эстония).
Схватка с китайским драконом в Средиземном море
Итальянская сделка имеет для немцев особое значение, и далась она им не легко. Чтобы стать совладельцами терминала в порту на Адриатике, немцам пришлось бороться с китайским холдингом China Merchants Port Holdings из Гонконга.
Порт Триест имеет стратегическое значение в Средиземном море. Это единственный глубоководный порт в Италии, который имеет прямое, разнообразное и, самое главное, короткое транспортное сообщение со странами Северо-Западной, Центральной и Восточной Европы.
Грузы из порта Триест могут напрямую доставляться по железной дороге на север Германии, например, в балтийские порты Киль или Росток.
А в соседний Будапешт железнодорожные составы из Триестского порта отправляются по 14 раз в неделю. В порту Триест начинается Трансальпийский нефтепровод (Transalpine Pipeline (TAL)), снабжающий сырьем нефтеперерабатывающие заводы Австрии, Германии и Чехии.
По сути, Триест является центральным транспортным узлом поставок сырья и энергии для всей Центральной Европы.
Справка
Триест
крупнейший порт Италии в вершине Триестинского залива Адриатического моря. Порт Триест состоит из 4 гаваней (Новая, Старая, Таможенная и Промышленная). Длина причального фронта 16,5 км с глубиной до 18 м. Один из причалов длиной 850 м и шириной 250 м позволяет осуществлять одновременную швартовку и обработку 9 сухогрузов и 4 контейнеровозов. В 2019 году через порт Триест были доставлены 62 миллиона тонн грузов, в т.ч. в контейнерах 789 594 TEU (+ 9% по сравнению с 2018 годом).
Именно эта особенность порта заинтересовала КНР. Пекин рассчитывает, что Триест станет конечной, самой западной точкой морского Шелкового пути для транспортировки китайских товаров через Суэцкий канал в Европу в рамках грандиозного китайского проекта «Один пояс, один путь» (BRI), который свяжет Азию, Африку и Европу.
Китайцы были настроены решительно: договариваться с итальянцами отправился председатель КНР Си Цзиньпин.
В ходе его визита в Рим в марте 2020 года состоялось подписание соглашения Управления портовой системы восточной части Адриатического моря с китайской компанией China Communications Construction Co. (CCCC), которая является главным строительным подрядчиком в проекте BRI.
Договор предусматривает, в частности, модернизацию железнодорожной инфраструктуры порта Триест, что позволит улучшить его железнодорожное сообщение с Центральной Европой.
Следующим шагом, как планировали китайцы, должна была бы стать покупка нового многофункционального терминала TLP в порту Триест гонконгским холдингом China Merchants Port Holdings.
Решительность китайцев на южном фланге Евросоюза и податливость итальянцев встревожили Брюссель и Вашингтон.
Политическое руководство ЕС и США небезосновательно опасались, что стратегический транспортный узел в Средиземном море перейдет под контроль Пекина.
Тем более что прецедент уже существует. Китайская компания Cosco Pacific Ltd купила крупнейший греческий порт Пирей в критический для страны момент.
В ситуации геополитической близорукости итальянцев, на защиту экономических интересов Запада встали немцы. На тендере по продаже 50,01% многофункционального терминала в порту Триест гамбургская HHLA одолела китайцев.
Грандиозные интермодальные немецкие планы
Отстояв интересы ЕС, немцы получили карт-бланш на создание грандиозного логистического проекта.
Покупка доли в ключевом порту на Средиземном море гарантированно делает HHLA бенефициаром китайского мега-проекта «Один пояс, один путь».
А порт Триест, благодаря соглашению с немецкой компанией, станет центральным железнодорожным узлом обмена между Европой и Дальним Востоком.
«Морской Шелковый путь является крупнейшим транспортным коридором в мире как с точки зрения тонн, так и с точки зрения товаров и стоимости. Новость состоит в том, что две европейские компании за пределами блоков США и Китая организуют новый терминал для морской деятельности в этом коридоре», — пояснил суть происшедшей сделки президент Управления портовой системы восточной части Адриатического моря Зено Д'Агостино (Zeno D’Agostino).
Многозначительно добавив, что «наиболее полное осуществление Шелкового пути не заканчивается китайской инициативой «Один пояс, один путь».
Д'Агостино намекал на реализацию компанией HHLA грандиозного геополитического проекта, а именно, интеграцию передовой логистической платформы в Средиземном море с гигантами портовой логистики в Северной и Восточной Европе через европейскую железнодорожную сеть.
Не стоит забывать, что под контролем гамбургской компании находятся современные морские терминалы в портах Гамбург, Таллинн и Одесса, а теперь — и в порту Триест.
Председатель правления HHLA Анжела Титцрат (Angela Titzrath) косвенно подтвердила намерение гамбургского холдинга продлить китайский Шелковый путь к берегам Балтийского и Черного морей.
«Эта инвестиция (покупка доли в порту Триест. – Прим. авт.) представляет собой стратегическое расширение нашей существующей портовой и интермодальной сети. Терминал дает нам возможность участвовать в новых и меняющихся грузопотоках и активно их формировать», – цитирует ее пресс-служба HHLA.
Интермодальная перевозка — это транспортировка грузов по одному договору, но выполненная, по меньшей мере, двумя видами транспорта, например, железной дорогой, морем и автодорогой. Такой вид транспортных услуг – козырь HHLA.
Ведь в состав компании входят транспортное предприятие Metrans, которое занимается транспортировкой контейнеров по железной дороге в Италии, Австрии, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и соседних странах, а также автотранспортное предприятие Container-Transport-Dienst (CTD).
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора