Украинская авиакомпания Windrose 4 сентября выполнила первый регулярный рейс по маршруту Киев — Загреб. Салон турбовинтового ATR-72-600 был заполнен на 100%. И это не случайно.
Этим летом украинцы, а также поляки, словенцы, чехи и, конечно же, немцы спасли туристический сектор Хорватии.
«Мы реализовали около 230 тыс. ночевок гостей из Украины в течение августа 2020 года, что составляет отличные 80% прошлогоднего результата августа», — похвалился директор Хорватского совета по туризму (HTZ) Кристьян Станичич (Kristijan Staničić).
Он считает, что открытие регулярного рейса между двумя столицами еще больше увеличит турпоток из Украины в Хорватию.
Максимум из возможного
Как утверждает министр туризма страны Николина Брняц (Nikolina Brnjac), туристический сезон в условиях пандемии оказался для Хорватии сносным.
По сравнению с ключевыми конкурентами в Средиземноморье Хорватия в первой половине летнего туристического сезона достигла одного из лучших результатов с точки зрения абсолютного количества прибывших и ночевавших иностранных туристов.
«У нас 54% прошлогоднего трафика по прибытию и 62% ночевок в июле — августе», — отчиталась Николина Брняц на пресс-конференции, добавив, что это на 20% больше, чем ожидалось.
- 1. Уровень посещаемости иностранными туристами отдельных стран Средиземноморья

Функционеры хорватской туриндустрии утверждают, что залогом в целом успешного туристического сезона в их стране в условиях пандемии послужили три фактора: удобная логистика, специфическая инфраструктура и грамотная маркетинговая стратегия.
Буквально после первых известий о пандемии в соседней Италии весной 2020 года хорватские власти ввели очень строгий карантин, добившись к началу лета почти нулевого прироста ежедневных заражений коронавирусом.
Поняв, что структура размещения туристов и стиль их отдыха изменятся, Хорватия начала продвигать свои курорты на основных рынках как самое близкое, доступное и безопасное направление Средиземноморья.
В условиях закрытия авиасообщения хорваты не стали надеяться на организованных туристов, которых доставляли к морю авиачартеры.
Промокампании были ориентированы на ближайшие европейские страны, которые связаны автомобильными дорогами с Хорватией: Германию, Словению, Австрию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Украину.
Информационные кампании начались сразу же после ослабления запрета на поездки в Хорватию.
«С конца мая по сегодняшний день нашу рекламу в социальных сетях увидели почти 70 млн человек, в то время как видеоролик на платформе YouTube посмотрели более 38 млн человек», — отчиталась Николина Брняц.
«Отпуск, которого вы заслуживаете, ближе, чем вы думаете», — убеждал европейского обывателя рекламный слоган хорватской промокампании с экранов ТВ и страниц интернета. И европейцы поверили и поехали к морю, как только правительства ослабили карантин.
Справка
Хорватия входит в 20-ку самых популярных туристических направлений в мире. Ежегодно эту страну посещают более 14 млн туристов. Доход от туризма в Хорватии ежегодно превышал 8 млрд евро, что составляет более 20% ВВП страны
.
Тагил в Хорватию не рулит. Кто поехал в Хорватию и почему?
По данным минтуризма Хорватии, в период с июля по август 2020 года самый успешный показатель туристического потока в сравнении с 2019 годом был зафиксирован на внутреннем рынке Хорватии (более 100% посещений от уровня 2019-го), за ним следовали Польша (более 90% от 2019-го), Словения, Германия и Чехия (около 80%), Украина (65% от 2019 года).
А вот русских туристов практически не было. Туристический поток из России в Хорватию составил в 2020 году смехотворные 16% от уровня 2019 года.
Впервые за многие годы количество украинцев, отдыхающих на Адриатическом море, превысило количество курортников из России. И это не удивительно.
Ведь дорога на авто из Львова до Риеки занимает 12 часов, а из Москвы – 26 часов. В условиях противоэпидемических ограничений значительная доля туристов прибыла в Хорватию самостоятельно автомобилями.
Как и предполагали хорватские специалисты, структура размещения туристов и стиль их отдыха изменились.
Так, например, красивый, но далекий Дубровник, всегда привлекавший толпы организованных авиатуристов, в условиях коронавирусной истерии существенно потерял в посещениях (50% посещений от уровня 2019 года). А вот близкая и знакомая европейцам Истрия стала самым посещаемым регионом Хорватии.
Изменения коснулись и структуры размещения туристов по видам жилья. Больше всего пострадали многолюдные гостиничные комплексы, ориентированные на организованный массовый туризм. Люди предпочитали останавливаться в небольших частных апартаментах или мини-отелях (см. таб. 2), где не предполагалось скопления людей.
2. Прибытия и ночевки по виду объектов, в которых останавливаются туристы, июль — август 2020 г. к 2019 г.

Среди пострадавших – турагентства, крупные гостиницы и удаленные регионы
Официальные лица пока не оглашают финансовые результаты туристического сезона, предлагая дождаться конца года, однако некоторые местные эксперты уже сейчас утверждают, что доходы от туризма в Хорватии в текущем году составят всего лишь 4,5 млрд евро против 10,5 млрд в прошлом году.
Наиболее пострадавшими секторами отрасли являются турагентства и гостиничные комплексы.
Справка
До кризиса, согласно данным за 2018 год, туризм в ЕС составлял 10% ВВП и 12% занятости (более 27 млн рабочих мест, из которых 43% — люди моложе 35 лет). Туризм прямо или косвенно имеет самую большую долю рабочих мест в странах Средиземноморья: Хорватия занимает первое место с 25%, за ней следуют Кипр 22% и Греция 21%. Доля туризма в ВВП Греции — 26%, Хорватии — 23%, Кипра — 22%, Португалии – 22%, Италии – 13%
.
«Только к середине августа мы потеряли 1,9 млрд кун (около 270 млн евро)», — заявил президент Хорватской ассоциации туристических агентств (UHPA) Томислав Файн (Tomislav Fain).
«По итогам года мы ожидаем, что выручка будет на 88% меньше, чем в прошлом году, учитывая то, что с 15 августа количество бронирований стало значительно падать», — рассказал он в интервью местному изданию.
Причина та же, которая была указана выше – крах организованного массового туризма.
Так, например, по словам Томислава Файна, все школьные экскурсии, которые были зарезервированы на 4-й и 5-й месяцы года, были перенесены на конец 8-го и 9-го месяцев, но в конце августа произошло резкое ухудшение эпидемической картины, и экскурсии были отменены вовсе.
Он подчеркнул, что только меры государственной помощи позволяют турагентствам выжить, поскольку они сталкиваются с падением посещаемости более чем на 80%.
С президентом UHPA солидарен и директор Хорватской туристической ассоциации (HUT) Велько Остоич (Veljko Ostojić).
По его словам, за восемь месяцев 2020 года в многозвездочных отелях количество ночевок составляет только 30,4% показателей 2019 года.
«Исследование HUT показывает, что финансовый эффект в гостиничной индустрии будет на 5-15% ниже, чем физические результаты», — сетует Велько Остоич.
Недовольны сезоном и частные арендодатели апартаментов в центре и на юге Адриатического побережья Хорватии, которое находится на значительном удалении от главных рынков.
По словам президента Ассоциации семейного туризма Хорватской торговой палаты Мартины Нимац Кальчины (Martina Nimac Kalcina), в отдаленных районах Хорватии туристов летом 2020 года было от силы 40% прошлогоднего количества.
Сокращение турпотока ударило по всей «туристической пищевой цепи». Ведь, по подсчетам специалистов турбизнеса, иностранный турист ежедневно тратит на морском курорте до 180 евро.
Коронавирус также скорректировал цены на проживание.
Ориентир — на устойчивый туризм
В условиях кризиса правительство Хорватии вынуждено было ослабить налоговое давление на турбизнес.
Как рассказала министр туризма Николина Брняц, гостиничные объекты были освобождены от уплаты половины годовой суммы туристического налога за основные спальные места, а за вспомогательные — всей суммы.
Кроме того, субъекты туриндустрии освобождены от уплаты половины суммы членского туристического взноса и от уплаты переменной части концессионного сбора на 2019 год за использование концессии на туристических землях в кемпингах, принадлежащих органам местного самоуправления.
Министр считает, что правительство приняло правильные меры в нужное время для сохранения ликвидности в туризме, а постепенное открытие границ стало стимулировать туристов к поездке в Хорватию.
По ее словам, хорватская туриндустрия сделала выводы из прошедшего сезона. Теперь страна будет делать упор на устойчивый туризм. Под устойчивым туризмом министр подразумевает близкий, осознанный туризм.
Как метко подметила вице-президент федерации кооперативов итальянского региона Фриули (Legacoop FVG) Рафаэлла Тамиоццо (Raffaella Tamiozzo) на конференции в рамках Фестиваля устойчивого развития:
«Устойчивый туризм также означает отказ от массового туризма, который негативно влияет на качество жизни местных жителей, как это было до пандемии в Венеции, Барселоне или Амстердаме».
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора