Facebook Pixel

«Алименты» по жилищно-коммунальным услугам: в чем подвох

Андрей Авторгов
К.ю.н, глава подкомитета исполнительного производства Комитета конкурсного права Ассоциации юристов Украины

В Верховной Раде 9 июня 2020 года зарегистрировали законопроект № 3613 о совершенствовании порядка погашения задолженности по услугам ЖКХ.

Он вносит изменения в законы «О реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг», «О судебном сборе» и «Об исполнительном производстве».

В частности, предлагается усовершенствовать процедуру реструктуризации задолженности по услугам ЖКХ и освободить истцов по делам о взыскании задолженности от уплаты судебного сбора.

Более того, законопроект фактически приравнивает долги за жилищно-коммунальные услуги к... алиментам. На последнем предложении законодателей остановлюсь более подробно.


Алименты – это средства на содержание определенного лица (как правило, ребенка), которые присуждаются по решению суда в размере части ежемесячного дохода другого лица и выплачиваются в определенной денежной форме.

Согласно статье 51 Конституции, родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Согласно ч. 3 ст. 181 Семейного кодекса, по решению суда средства на содержание ребенка (алименты) присуждаются в виде доли от дохода его матери, отца или определенной денежной сумме по выбору того из родителей или опекунов, с которым проживает ребенок.

Согласно ч. 1,2 ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка, государство признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Закон «Об охране детства» определяет охрану детства в Украине как стратегический общенациональный приоритет. Она имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности и эффективности внутренней политики государства.

Именно поэтому взыскатели алиментов находятся в несколько более привилегированном положении в сравнении с другими взыскателями в процессе принудительного исполнения судебных решений.

Так, в исполнительном производстве существует определенная законодательством очередность удовлетворения требований в случае недостаточности взысканной суммы. Взыскатели алиментов отнесены ко второй очереди.

На сегодня закон «Об исполнительном производстве» определяет, что до погашения задолженности из заработной платы, пенсии должника по исполнительным документам может быть удержано до 50%.

В случае отбывания должником наказания в виде исправительных работ удержания из заработной платы и взыскание алиментов на несовершеннолетних детей могут достигать даже 70%.

При наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за один, два или три года, исполнитель выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере 20%, 30% и 50% суммы задолженности по уплате алиментов соответственно.

Суммы штрафов, взысканные с должника, перечисляются взыскателю. Конечно, в правовом государстве меры по исполнению судебных решений в имущественных делах прежде всего должны быть направлены на имущество должника, а не на ограничение его прав.

Вместе с тем в стране, где часть экономики находится в тени, заработные платы получают в «конвертах», где лицо может владеть имуществом, но не регистрировать его, где ответственность за невыполнение судебного решения является иллюзорной, такие ограничения иногда являются единственной действенной мерой, чтобы заставить должника исполнить судебное решение.

Учитывая это, закон об усилении защиты прав ребенка на надлежащее содержание от 7 декабря 2017 года ввел дополнительные ограничения.

Теперь при наличии задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев, государственный исполнитель выносит мотивированные постановления до погашения задолженности в полном объеме:

1) об установлении временного ограничения должника в праве выезда за пределы Украины;

2) об установлении временного ограничения должника в праве управления транспортными средствами;

3) об установлении временного ограничения должника в праве пользования огнестрельным охотничьим, пневматическим и охолощенным оружием, устройствами отечественного производства для отстрела патронов и т.п.;

4) об установлении временного ограничения должника в праве охоты.

Обращаю внимание, что указанные ограничения могут быть применены исключительно к должникам, которые имеют задолженность по уплате алиментов.

Распространение же таких мер, как это предлагает законопроект № 3613, на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, является вряд ли обоснованным, учитывая следующее:

  • аморально приравнивать ребенка, на которого взыскиваются алименты, к юридическому лицу-исполнителю жилищно-коммунальных услуг;
  • аморально предоставлять любые преференции взыскателям задолженности за жилищно-коммунальные услуги по отношению к таким категориям взыскателей, как взыскатели по возмещению убытков и вреда, причиненных в результате уголовного или административного правонарушения, увечья или иного повреждения здоровья, в связи с потерей кормильца и т.п.;
  • решение суда о взыскании алиментов является решением о взыскании периодических платежей, в отличие от решения о взыскании суммы задолженности по любым договорным отношениям.

Учитывая это, предлагаемые изменения относительно бездумного распространения норм закона «Об исполнительном производстве» на должников-физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг являются неуместными и опасными.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора