Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Переосмыслить калину и избежать триколора и «зетки»: тенденции украинского дизайна 2023 года

Тренды коммерческой иллюстрации во время войны | The Page

Тренды коммерческой иллюстрации во время войны | The Page

Работа в условиях полномасштабного вторжения сменила тренды в украинском дизайне. Теперь все больше иллюстраторов сотрудничают с заказчиками из-за рубежа, привлекают внимание к украинской культуре и внимательно отслеживают репутацию клиентов. Как они осовременивают традиционную символику, известную украинцам из детского сада, рассказывает The Page.

Как дизайнеры используют традиционные символы

Весомым вкладом дизайнеров в украинское сопротивление иллюстратор Иван Дудченко называет качественное переосмысление национальных символов.

«Я ничего не имею против калины и аистов. Но дизайнерское комьюнити 2022 года сделало значительный скачок по воспитанию видения того, как могут выглядеть наши национальные символы. К примеру, я разрабатывал принты для студии белья и аксессуаров Rikky Hype. Там также были известны символы типа калины, но я пытался сделать так, чтобы это выглядело современно. Чтобы эту футболку хотелось купить не только моей маме, папе или бабушке, но и молодому поколению», – рассказывает Дудченко.

Арт Ивана Дудченко на футболке для wearezrcl. Фото предоставлено автором

Арт Ивана Дудченко на футболке для wearezrcl. Фото предоставлено автором

Владелец дизайн-студии Ярослав Шкрибляк отмечает важность именно переосмысления и актуализации традиционных визуальных образов. Только такой подход может сделать бренд уникальным. В качестве примера он привел проект с созданием платков от дизайнера Любы Черниковой.

«Принт называется «Дукачи». Это традиционное украшение украинских женщин, и, собственно, оно легло в основу концепта. Идея заключается в отражении из-за украшения каждой украинки, объединенной непрерывной лентой в один народ. Всю прибыль с продаж передаем на нужды украинских военных. Распродали все платки с первых тиражей, сейчас допечатываем еще», — говорит Шкрибляк.

Платок «Дукачи» из элементов, напоминающих традиционное женское украшение. Фото предоставлено Ярославом Шкрибляком

Платок «Дукачи» из элементов, напоминающих традиционное женское украшение. Фото предоставлено Ярославом Шкрибляком

Работа дизайнеров во время войны: нет запроса копировать кого-то

Ярослав Шкрибляк поделился наблюдениями о еще одном появившемся ранее тренде в украинском дизайне, но во время российского вторжения приобрел большую популярность — отказ от карго-брендинга, то есть от запроса заказчика, чтобы его продукт напоминал какой-то известный бренд. Иногда это помогает новому производителю перехватить уже привыкших к определенному оформлению любимого продукта потребителей.

«Теперь нет запроса копировать кого-либо. Мы разрабатывали дизайн украинской фабрики «ОКТО», которая создает наборы для творчества и выходит с ними на европейский рынок. У нас был четкий месседж, что мы создаем что-нибудь новое. Очень круто, что владельцы понимали, что на экспорт можно идти только с полноценным брендом, абсолютно чем-то новым, ни на что не похожим», — отметил Шкрибляк.

Как дизайнеры обходят триколор и «зетку»

«В одном из наших проектов не было даже традиционного триколора, но был розовый, голубой и бежевый, – говорит владелец дизайн-студии. – Мы решили отойти от этой гаммы. Вообще-то триколор – синий, белый, красный – у нас давно выпал из обоймы. Дело в том, что это если и не приведет к скандалу, но будет вызывать негативные ассоциации подсознательно. В том-то и функция айдентики бренда, которую она срабатывает на глубинном уровне, и надо избегать раздражающих элементов».

То же происходит и с буквой Z. Символ, который был совершенно нейтральным, превратился в раздражающий. Некоторые бренды в Украине в течение года заменили латинскую Z кириллической З, кто-то сместил акцент на другие буквы или элементы лого.

Иван Дудченко отмечает, что в Украине еще долгое время будут негативно реагировать на сочетание цветов русского флага и букву Z. Он сравнивает это с историей свастики, которая до Второй мировой войны была достаточно положительным символом у многих народов, связанных с солнцем и жизнью. Однако использование культового знака в нацистской Германии превратило его в эмблему смерти. Эта ассоциация крепко держится уже 77 лет после окончания войны.

Предательская новогодняя гамма

«Я должен был создать для одного из наших украинских брендов промоматериал под Новый год. Выбрал такую гамму: синий, его оттенок, белый и красный. Это очень новогодняя гамма: темное зимнее небо, белый снег, красные свертки с подарками. Но когда мы все это посмотрели, то даже решили собрать фокус-группу, после чего пришлось изменить концепцию цветов, чтобы вообще не резонировать с российским триколором», — рассказал Дудченко.

Гамму триколора также часто используют для изображения агрессора. Изображение из инстраграмм клуба Pictoric

Гамму триколора также часто используют для изображения агрессора. Изображение из инстраграмм клуба Pictoric

Впрочем, не все украинские компании, уже давно имевшие в своем брендировании зашитые триколоры, пытаются сейчас что-то изменить. С одной стороны, это изменение может привлечь излишнее внимание к «враждебному» символизму, присутствовавшему все это время. С другой, древние элементы бренда – важная составляющая его ценностей, которые не так легко изменить.

«Мы не можем полностью отказаться от сочетания этих цветов, ведь они являются государственными цветами многих поддерживающих нас стран. Нужно больше иллюстративного и дизайнерского мнения», — отмечает Олег Грищенко, соучредитель клуба иллюстраторов Pictoric, часто сотрудничающий с международными институтами.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
Комментарии
Все новости