Около половины предприятий в Украине сейчас остановлены или почти остановлены – исследование

Оценка потерь украинского бизнеса из-за войны

По состоянию на начало июня:

Такие данные содержатся в отчете по результатам исследования состояния украинского бизнеса.

Исследование проведено в рамках инициативы по восстановлению экономики, развития предпринимательства, экспорта, местной экономики в общинах/регионах Украины. Эта инициатива реализуется Центром развития инноваций (Center for Innovations Development), Офисом по развитию предпринимательства и экспорта, проектом «Дія.Бизнес» и Advanter Group.

В основу исследования положен онлайн-опрос владельцев и CEO бизнеса. Последняя по времени, шестая волна опроса проведена в период 25 мая – 10 июня, объем выборки 877 респондентов. Предыдущая волна: 4 мая – 7 мая.

Состояние бизнеса по отношению к 23 февраля

На сегодня 46,8% предприятий остановлены или почти остановлены (в предыдущей волне их было 49,1%). При этом 12,4% не изменили или увеличили объемы работ (14,6%).

Релокацию в пределах Украины провели 10,4%, 3,8% – за границу.

Основные факторы, которые сейчас мешают восстанавливать и развивать бизнес:

  • отсутствие достаточного количества платежеспособных клиентов на внутреннем рынке;
  • непрогнозируемость развития ситуации в Украине и на внутреннем рынке;
  • отсутствие достаточного капитала;
  • непредсказуемые действия государства, которые могут усугубить состояние бизнеса;
  • недоступность кредитных средств.

Отметим, что значимость первых двух факторов за месяц снизилась на несколько процентных пунктов, а остальных – существенно выросла.

Подавляющая часть респондентов (78,3%) сказали, что число заказов у них упало, у 8,7% – выросло. В предыдущей волне эти цифры были 54,4% и 21,0% соответственно.

Объем выпуска продукции или оказания услуг упал у 74,9%, вырос – у 8,1%. В предыдущей волне было 50,5% и 8,1% соответственно.

Оценка собственных потерь

Треть респондентов (32,6%) оценили свои прямые потери как несущественные (в предыдущей волне таких было 31,5%). Потери на уровне до $10 тыс. оценивают 23,8% (было 26,8%).

Изменение стратегии

Треть (33,4%) респондентов уже адаптировались к новым условиям и имеют стратегию действий. Не видят смысла в разработке новой стратегии 11,1%. Больше половины (55,5%) находятся в процессе ее обдумывания.

При этом 43,6% ориентированы на развитие экспорта.

Важнейшими ключевыми шагами на 2022 – 2023 годы названы:

  1. Поиск новых клиентов и каналов продаж.
  2. Сокращение расходов.
  3. Поиск финансирования.
  4. Запуск новых направлений бизнеса.
  5. Антикризисное управление.
  6. Поиск партнеров на внешних рынках.
  7. Развитие экспорта.

Прогнозы по доходам

Прогнозы на 2022 год относительно доходов бизнеса в сравнении с 2021 годом (процент предприятий):

  • 5,6% (7,8%) считают, что они значительно вырастут;
  • 29,6% (30,0%) – составят 20 – 30% от 2021 года;
  • 24,1% (19,9%) – до 20%;
  • у 9,4% (13,3%) бизнес остановлен.

Потребности в финансировании

Потребности бизнеса в дополнительном финансировании растут:

  • 42,3% не хватает до 1 млн грн к имеющимся у них ресурсам для реализации бизнес-стратегии;
  • 35,8% – от 1 до 10 млн грн.

Ситуация с персоналом

Работают на условиях сокращения зарплаты (в сравнении с 23 февраля) 27% персонала. Еще 20% отправлены в отпуска, а 20% – уволены.

В целом на сегодня в МСБ сокращены около 1 070 000 работников.

Читать на The Page