По состоянию на начало июня:
- 46,8% предприятий остановлены или почти остановлены;
- 33,4% – уже адаптировались к новым условиям и имеют стратегию действий;
- оценка собственных потерь стабилизировалась.
Такие данные содержатся в отчете по результатам исследования состояния украинского бизнеса.

Исследование проведено в рамках инициативы по восстановлению экономики, развития предпринимательства, экспорта, местной экономики в общинах/регионах Украины. Эта инициатива реализуется Центром развития инноваций (Center for Innovations Development), Офисом по развитию предпринимательства и экспорта, проектом «Дія.Бизнес» и Advanter Group.
В основу исследования положен онлайн-опрос владельцев и CEO бизнеса. Последняя по времени, шестая волна опроса проведена в период 25 мая – 10 июня, объем выборки 877 респондентов. Предыдущая волна: 4 мая – 7 мая.
Состояние бизнеса по отношению к 23 февраля
На сегодня 46,8% предприятий остановлены или почти остановлены (в предыдущей волне их было 49,1%). При этом 12,4% не изменили или увеличили объемы работ (14,6%).
Релокацию в пределах Украины провели 10,4%, 3,8% – за границу.
Основные факторы, которые сейчас мешают восстанавливать и развивать бизнес:
- отсутствие достаточного количества платежеспособных клиентов на внутреннем рынке;
- непрогнозируемость развития ситуации в Украине и на внутреннем рынке;
- отсутствие достаточного капитала;
- непредсказуемые действия государства, которые могут усугубить состояние бизнеса;
- недоступность кредитных средств.
Отметим, что значимость первых двух факторов за месяц снизилась на несколько процентных пунктов, а остальных – существенно выросла.
Подавляющая часть респондентов (78,3%) сказали, что число заказов у них упало, у 8,7% – выросло. В предыдущей волне эти цифры были 54,4% и 21,0% соответственно.
Объем выпуска продукции или оказания услуг упал у 74,9%, вырос – у 8,1%. В предыдущей волне было 50,5% и 8,1% соответственно.
Оценка собственных потерь
Треть респондентов (32,6%) оценили свои прямые потери как несущественные (в предыдущей волне таких было 31,5%). Потери на уровне до $10 тыс. оценивают 23,8% (было 26,8%).

Изменение стратегии
Треть (33,4%) респондентов уже адаптировались к новым условиям и имеют стратегию действий. Не видят смысла в разработке новой стратегии 11,1%. Больше половины (55,5%) находятся в процессе ее обдумывания.
При этом 43,6% ориентированы на развитие экспорта.
Важнейшими ключевыми шагами на 2022 – 2023 годы названы:
- Поиск новых клиентов и каналов продаж.
- Сокращение расходов.
- Поиск финансирования.
- Запуск новых направлений бизнеса.
- Антикризисное управление.
- Поиск партнеров на внешних рынках.
- Развитие экспорта.

Прогнозы по доходам
Прогнозы на 2022 год относительно доходов бизнеса в сравнении с 2021 годом (процент предприятий):
- 5,6% (7,8%) считают, что они значительно вырастут;
- 29,6% (30,0%) – составят 20 – 30% от 2021 года;
- 24,1% (19,9%) – до 20%;
- у 9,4% (13,3%) бизнес остановлен.
Потребности в финансировании
Потребности бизнеса в дополнительном финансировании растут:
- 42,3% не хватает до 1 млн грн к имеющимся у них ресурсам для реализации бизнес-стратегии;
- 35,8% – от 1 до 10 млн грн.
Ситуация с персоналом
Работают на условиях сокращения зарплаты (в сравнении с 23 февраля) 27% персонала. Еще 20% отправлены в отпуска, а 20% – уволены.
В целом на сегодня в МСБ сокращены около 1 070 000 работников.