Пять уязвимых мест перевозок. Что мешает «Укрзалізниці» удвоить экспорт

Бизнес и железнодорожные сети стран ЕС оказались не готовы к увеличению экспорта из Украины. Фото: agronews.ua

В условиях блокировки россией морских путей главная роль экспортера отводится железнодорожным путям. «Укрзалізниця» технически готова увеличить перевозку грузов в направлении границ в 1,2-2 раза, но к этому еще не готовы бизнес и европейские страны.

В настоящее время государство решает проблемы логистики экспорта аграрной продукции. В январе, когда порты полноценно работали, по железной дороге было вывезено 150 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции. В марте, когда порты уже были заблокированы, поездами удалось вывезти 300 тыс. рублей. тонн.

Готова ли «Укрзалізниця» к новой транспортной логистике в условиях, когда Украине практически отрезали море?

Как отметил в комментарии The Page заместитель директора департамента коммерческой работы АО «Укрзализныци» Валерий Ткачев, достаточно развитая инфраструктура АО «Укрзалізниця» обеспечивает перевозку почти 65% всех грузов по суше в Украине.

«Общая длина путей более 22 000 км, имеем примерно 1200 грузовых станций, достаточное количество перегрузочных комплексов для отправки и приемки грузов разной номенклатуры. «Укрзалізниця» имеет потенциал по перевозке почти 500 млн. тонн грузов в год и даже больше. Последние годы объем перевозок грузов колебался в размере — 320-350 350 млн тонн в год», — подчеркнул Ткачев.

К началу военной агрессии со стороны РФ через морские порты Украины перегружалось примерно 160 млн. тонн грузов разной номенклатуры. Почти 80% грузов транспортировались по суше в порты железнодорожным транспортом.

Но с началом агрессии фактически заблокированы все порты Азовского и Черного морей. Из работающих портов остались порты в устье р. Дуная. — Усть-Дунайский порт, порт Килия, порт Измаил, порт Рени. Но суммарная мощность указанных портов составляет лишь примерно 10% от общей мощности украинских портов. Альтернативными видами транспорта для экспорта украинских товаров через западную границу остаются автомобильный и железнодорожный транспорт.

Относительно автомобильного транспорта его провозная способность ограничена из-за ряда проблем:

  • дефицита автомашин, отвечающих экологическим и техническим требованиям ЕС;
  • потребность в согласовании дополнительных пропусков для пересечения границы со стороны ЕС;
  • дефицита водителей во время военных действий и прочее.

Пока эти вопросы в процессе согласования. Железнодорожный транспорт готов значительно увеличить объем перевозок грузов в направлении западных пограничных переходов.

Экспортный потенциал «Укрзалізниці»

В настоящее время железнодорожная инфраструктура АО «Укрзалізниця» имеет 13 работающих железнодорожных пограничных переходов с западными странами:

  • 4 перехода с Республикой Польша (Ягодин-Дорохуск; Изов-Хрубешув; Рава-Русская-Верхрата; Мостиска-2- Медика);
  • 3 перехода с Румынией (Вадул-Сирет-Дорнешты; Дьяково-Халмеу; Рени-Джурджулешть);
  • 2 перехода со Словацкой республикой (Чоп-Чьерну на Тисоу; Ужгород-Матевке);
  • 2 перехода с Венгрией (Чоп-Захонь; Батево-Еперешке);
  • 2 перехода с Республикой Молдова (Сокиряны-Окница; Могилев-Подольский- Велчинец).

Потенциальная способность перевозки грузов на экспорт железнодорожным транспортом на сегодняшний день составляет 3422 вагона в сутки. Это примерно 220 тыс. рублей. тонн. В месяц потенциальная способность перевозки грузов на экспорт железнодорожным транспортом составляет 102 660 вагонов (около 6,6 млн. тонн).

Фактическая среднесуточная сдача грузов на экспорт составляет 1912 вагонов (около 122 тыс. тонн), или 55,8% от потенциальной способности.

Слабые звенья экспорта

Впрочем, сегодня потенциал железнодорожного транспорта используется не полностью.

Во-первых, это связано с неготовностью железных дорог соседних западных стран принять дополнительные объемы грузов к перевозке. Инфраструктура смежных железных дорог сейчас не готова кардинально увеличить перевозку грузов, пояснил Валерий Ткачев.

То есть на смежных железных дорогах нет ни достаточного количества грузовых вагонов, ни локомотивов, отдельные участки имеют инфраструктурные ограничения в провозной способности. Ведь железнодорожная инфраструктура соседних стран строилась для обеспечения собственных потребностей в перевозке грузов и незначительного количества транзитных грузов.

Из-за скопления вагонов на пограничных переходах и их закрытия во время Пасхальных праздников Украина была вынуждена временно ограничить поставки товаров из Украины в Польшу и Румынию по железной дороге. Соседние страны оказались не готовы к резкому увеличению перевозок. «Укрзаліизниця» ввела ограничения с 16 по 18 апреля в Румынию из-за переходов Дяково и Вадул-Сирет и в Польшу через Ягодин и Изов, отметил Ткачев.

Во-вторых, негативно сказывается на темпах перевозки то, что у Украины и Европы до сих пор разные железнодорожные системы и размер пути: украинская сеть работает на железнодорожном пути шириной 1520мм, соседние западные страны (кроме Молдовы) – на пути 1435мм.

«Для пересечения грузов через границу с разными путями нужно перегружать груз из вагона пути 1520мм в вагон пути 1435мм или проводить перестановку тележек на вагоне. На пограничных участках с обеих сторон границы у нас есть ряд перегрузочных терминалов. Пока мы увеличим мощности и количество перегрузочных терминалов на границе и пунктов перестановки тележек на вагонах», — отметил специалист.

В-третьих, есть несогласование с бизнес-сообществом. Это вопрос неравномерного использования имеющихся пограничных переходов. В настоящее время на полную мощность задействованы только четыре из 13 переходов – Изов-Хрубешув; Ужгород-Матевцы; Чоп-чиерную на Тисоу; Дьяково-Халмеу. На этих переходах очередь на пересечение границы достигает 15-25 суток. Остальные 9 пограничных перехода задействованы не на полную мощность и имеют значительный потенциал для увеличения грузооборота.

Четвертое — объективно грузоотправителям нужно время для отладки новых логистических цепочек на территории других стран. Необходимо получить подтверждение от иностранных перевозчиков на перевозку необходимых объемов грузов по территории иностранных государств (Польша, Румыния, Венгрия, Словакия);

В-пятых, несогласование технических вопросов. Нужно согласовать квоты на перегрузку украинского зерна в морских портах ЕС, а также найти подвижной состав, согласовать вопросы сертификации и таможенного оформления и многое другое.

С решением этих вопросов, по убеждению Валерия Ткачева, АО «Укрзалізниця» технически готово увеличить перевозку грузов в направлении границ в 1,2-2 раза.

Читать на The Page