Первые партии украинского зерна были поставлены в Европу по железной дороге, поскольку морские порты заблокированы из-за войны. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на консалтинговую компанию «АПК-Информ».
Украина – один из крупнейших в мире производителей и экспортеров зерна. Его поставки осуществлялись в основном через черноморские порты. До начала войны ежемесячный экспорт зерна превышал 5 млн тонн. По оценкам, по железной дороге Украина может экспортировать до 0,6 млн тонн зерна в месяц.
«Первые партии кукурузы в несколько тысяч тонн уже экспортированы через западную сухопутную границу Украины», – сообщили в «АПК-Информ». Там сказали, что поставки помогли снизить пиковые цены на продукт.
Цены на украинскую кукурузу на условиях DAP (с доставкой на месте) для покупателей из Польши и стран Балтии составляли от $250 до $265 за тонну и $275 за тонну для Словакии.
Минагрополитики Украины 26 марта сообщило, что, несмотря на войну, в стране есть большие запасы зерна, которые были предусмотрены на экспорт. В денежном эквиваленте это составляет около $7,5 млрд.
Дополнительно. В марте аналитики «АПК-Информ» снизили ожидаемый экспорт зерновых культур в 2021/22 МГ (июль – июнь) до 44 млн тонн, что на 29% ниже февральской оценки и на 3% уступает показателю сезоном ранее.
Из-за войны была полностью остановлена работа морских портов, через которые в мирное время на внешний рынок отгружалось около 99% всех партий зерна. Активизация торговли железнодорожным транспортом через западные границы позволила запустить экспорт зерна, однако пропускная способность пограничных переходов значительно ниже перевалки в портах, к тому же дальнейший экспорт пшеницы и ячменя из Украины железнодорожным транспортом ограничивается отсутствием спроса на них в ЕС.
«Учитывая вышеперечисленное, оценка экспортного потенциала пшеницы снижена на 19% – с 22,5 млн тонн в феврале до 18,3 млн тонн в марте, ячменя – на 5%, до 5,7 млн тонн против около 6,0 млн тонн, а кукурузы – на 36%, с 30,0 млн до 19,4 млн тонн», – резюмировали аналитики.