Фото: Sammy-Williams/Pixabay
Компания YouControl в результатах аналитического исследования «Проверка контрагента: особенности и тренды» информирует, что в 2020 году о росте количества мошенничеств в Украине указали 20% опрошенных компаний. В то же время о более 10 случаев мошенничества в год чаще других отмечали в промышленности, медицине/фармацевтике, закупках, транспорте/логистике и строительстве/недвижимости.
Почему именно эти сферы больше всего подвергались мошенничеству в прошлом году? По каким схемам обманывают компании в Украине и как правильно проверить контрагента?
Почему больше обманывают компании из конкретных отраслей?
Промышленность, медицина, закупки, транспорт и логистика, а также строительство сегодня представлены высоким уровнем конкуренции в Украине. Следовательно, для успешного бизнеса они нуждаются в постоянном поиске новых рынков, партнеров и клиентов.
В то же время своеобразные «гонки» в выгодных контрактах и их большем количестве часто приводят к ухудшению качества проверки потенциального контрагента, сотрудничество с которым может иметь больше риска, чем реальной вероятности получить прибыль.
Под удар особенно попадают компании, которые на балансе имеют определенные производственные мощности, здания, земли в собственности или пользовании, большие объемы товара, недвижимость для продажи или сдачи в аренду и тому подобное.
Например, промышленность в 2020 году столкнулась с большим мошенничеством в связи с тем, что в ней большие денежные потоки, а системой проверки контрагентов обладают не все субъекты хозяйствования.
Что касается мошенничеств в сфере медицины и закупок, то это напрямую связано с мировой пандемией COVID-19.
Под удар особенно попадают компании с производственными мощностями.
В 2020 году Украина имела большую потребность в средствах индивидуальной защиты, медицинских препаратах и медицинском оборудовании. Государственные и частные учреждения в кратчайшие сроки пытались обеспечить страну всем необходимым. Из-за высокого спроса активизировались мошенники, которые изготавливали и распространяли некачественные медицинские товары.
А вот сфера недвижимости ежегодно отличается высоким уровнем мошенничества. К большому сожалению, в нашей стране существует множество схем, которые с каждым годом меняются. В частности, это не официальные веб-порталы, подделка правоустанавливающих документов, внесение ложных сведений в государственный реестр прав на недвижимое имущество и прочее.
Сфера недвижимости ежегодно отличается высоким уровнем мошенничества.
Какие последствия мошенничества для компаний?
По результатам исследования YouControl, 40% компаний, пострадавших в 2020 году от мошенников, виновными в неправомерных действиях чаще всего видят клиентов. 24% респондентов отметили, что их компании пострадали от конкурентов. А почти 19% получили «приятные неожиданности» от своих же коллег-сотрудников.
При этом адвокат Дмитрий Никифоров рассказал The Page, что слишком много взаимодействий между компаниями сейчас проходит на доверии, нередко платежи проводят на условиях полной предоплаты, а все договоры и сопроводительные документы уже подписываются постфактум. Это создает дополнительные риски и даже стимулирует недобросовестных контрагентов к нарушениям и мошенническим действиям.
В целом же мошенничество в бизнесе часто касается случаев завладения имуществом компаний. В то же время его можно разделить на несколько видов:
- рейдерские захваты,
- завладение имуществом недобросовестными контрагентами,
- завладение имуществом/растрата имущества работниками компаний.
Что касается случаев рейдерства, то, как правило, мошенничество осуществляется путем внесения изменений в регистрационные документы компаний в части собственников (учредителей) и в части руководства на основании поддельных документов (как правило, доверенностей, судебных решений). А именно с целью получения права полного управления компанией и распоряжение ее имуществом (товаром, недвижимостью, движимым имуществом).
Анастасия Гурская
Адвокат, руководитель адвокатского бюро «Анастасии Гурской», глава Комитета по защите бизнеса Союза украинских предпринимателей
В то же время эксперты отмечают, что частыми случаями мошенничества в бизнесе сегодня есть и завладение денежными средствами со стороны наемного топ-менеджера. Скажем, инвестор доверяет управление своим бизнесом и активами руководителю, а последний занимается не развитием компании, а удовлетворением собственных интересов. Например, заключая сделки в свою пользу, увеличивая свои доходы и уменьшая активы предприятия, иногда до доведения его до банкротства.
Также в связи с уменьшением доходности бизнеса и населения в 2020 году нередки были и факты заключения договоров на приобретение товара без его оплаты. При этом контрагенты покупали товары с отсрочкой оплаты, зная заранее, что не смогут за него рассчитаться, поскольку являются неплатежеспособными и фактически имеют имущество в налоговом залоге, невыполненные обязательства и тому подобное.
Рисками также могут быть как срыв контракта, потеря ожидаемой прибыли или товара, необходимость защищать интересы в длительном, затратном и не всегда результативном процессе, так и финансовые санкции со стороны других партнеров и государства.
В то же время судебные споры и уголовные производства могут тянуться годами, пока будет получено судебное решение и привлечено виновных к уголовной ответственности. За это время бизнес может потерять наработанные деловые связи и понести репутационные потери. Ведь как можно говорить о надежном контрагенте, которого довели до банкротства или чьим бизнесом завладели неизвестные лица.
Судебные споры и уголовные производства могут тянуться годами.
Например, если взять сферу недвижимости/строительства — кто захочет покупать недвижимость или инвестировать в строительство, если компания имеет проблемы с рейдерским захватом или ее имуществом завладели третьи лица, отмечает эксперт.
Вследствие мошеннических действий нарушается нормальный процесс ведения бизнеса. Компания теряет деньги и не получает товар, который также должна была поставить другому контрагенту. В результате добросовестная компания, потерпевшая от мошенничества, дополнительно может получить иск от своего контрагента за нарушение сроков поставки, еще и может получить штраф. Это дополнительные затраты времени и денег на юристов.
Дмитрий Никифоров
Руководитель юридической фирмы Барген, адвокат
Адвокат Александр Кудрявцев рассказал The Page про отдельные проблемы, которые могут возникнуть и с коммунальными предприятиями (далее — КП). Они в фармацевтической отрасли являются основными контрагентами-покупателями.
Проблема может возникнуть тогда, когда КП, имея долги, судебные решения об их взыскании и уже открытые исполнительные производства, не желая платить своим поставщикам, вдруг решает реорганизоваться и создать новое предприятие путем выделения.
В то же время передают все свои обязательства по погашению задолженности вновь КП. Казалось бы, ничего плохого. Но в действующем законодательстве не существует прямой нормы, которая бы обязывала «старое» или «новое» КП сообщать кредиторам о своем выделении.
Кроме того, в ЕГРПОУ не содержится информация о реорганизации «старого» КП путем выделения. «Старый» КП так и остается в статусе зарегистрированного, так сказать, «живого» предприятия, и в дальнейшем вроде работает. Таким образом, складывается удобная ситуация для КП-должника. Долг есть, даже решение суда, исполнительное производство открыто, но на счетах ничего нет, имущества нет, долг платить нечем.
Таким образом, поставщик своих средств не получит никогда, если случайно не выяснит о такой реорганизации и не заявит свои требования к вновь созданному предприятию через суд.
Как надежно проверить контрагента?
«Осведомлен — значит вооружен». София Кикиш говорит, что на помощь предпринимателю приходят открытые государственные реестры, специальные системы с набором инструментов для проверки, ну и конечно, квалифицированные услуги профессиональных юристов по проведению полного due diligence будущего партнера.
На сегодня общедоступны данные относительно действующего статуса предприятия, его участников и конечных бенефициаров, размера уставного капитала, видов деятельности фирмы, наличия налогового долга, судебных дел и исполнительных производств, в которых фигурирует компания, и тому подобное.
В большинстве случаев для проверки контрагента нужно знать следующие данные: если ФОП — индивидуальный налоговый номер лица или фамилия, имя и отчество; если юридическое лицо — полное наименование или код ЕГРПОУ или название предприятия.
Александр Кудрявцев условно делит такие реестры на:
- а) реестры общей информации, содержащие информацию о названии, адрес, статус предприятия, налоговую историю, наличие задолженности по заработной плате, наличие открытых судебных дел и тому подобное;
- б) специальные реестры, которые дополнительно могут быть использованы, в зависимости от вида деятельности контрагента, например, для получения информации о наличии у контрагента лицензии, разрешений и тому подобное.
Проверить своего контрагента можно, воспользовавшись реестрами, администрируемыми госорганами, и доступ к которым открыт, например:
- Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований;
- Электронный кабинет налогоплательщика;
- Единый реестр должников;
- Единый реестр судебных решений;
- Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено дело о банкротстве;
- Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
- Реестр предприятий, учреждений, организаций Украины, имеющих задолженность по заработной плате;
- Реестр выданных строительных лицензий;
- Реестр лицензий на осуществление деятельности, в области торговли лекарственными средствами и другие.
Выводы: необходима единая, открытая база контрагентов
Сегодня система проверки контрагентов в Украине довольно развита и, применяя различные ресурсы, можно существенно снизить риски сотрудничества с вероятными мошенниками. Закрытыми для компаний в большинстве случаев остаются уставные документы, финансовая отчетность и аресты на банковских счетах. Такую информацию нужно требовать непосредственно от партнера.
Вместе с тем есть над чем работать. Государство должно прямой нормой в законодательстве обязать предприятия, которые реорганизуются, сообщать об этом, прежде всего, кредитору. А также вносить эти данные в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.
Для того, чтобы максимально предотвратить злоупотребления недобросовестных бизнесменов, также необходимо создать единую, прозрачную, бесплатную общую базу по проверке любого контрагента, с полной его историей, начиная с момента создания. Но нужно ли это государству? Вопрос остается открытым.