
Топ-10 ошибок при страховании. Фото: УНИАН
Ошибки при страховании приводят к меньшей сумме покрытия ущерба, а иногда и к отсутствию выплат. Однако страховые компании не заинтересованы в том, чтобы вовсе не платить клиентам — они заинтересованы в том, чтобы сумма их выплат соответствовала реальному ущербу.
Часто в несоответствии ожиданий реальности виноват сам клиент: спешил, был невнимателен, пустил все на самотек.
собрало топ-10 ошибок при страховании, которые лишат клиента денег.
Недочитать договор страхования
При заключении договора страхования некоторым клиентам кажется, что в тексте «все и так уже понятно» и вникать в него не нужно. Это самая распространенная ошибка.
Чтобы страховой полис мог сработать в пользу клиента при наступлении страхового случая, необходимо четко знать, как себя вести и что конкретно предусматривают условия договора. Даже если агент говорит, что такой договор является стандартным, его обязательно нужно прочесть полностью, чтобы знать, на что клиент будет иметь право и при каких условиях его право сработает. Особенно важно прочесть раздел «Основания для отказа в выплате страхового возмещения».
Например, при страховании транспортного средства от ущерба КАСКО в договоре может быть указана возможность уехать с места ДТП без справки от ГАИ. Но чтобы получить компенсацию от страховой компании, нельзя так просто взять и уехать — часто нужно связаться с компанией непосредственно с места ДТП и вызвать аварийного комиссара.
Читать, но только о тарифе
«Страховка дешевая — круто, надо брать» – это очень плохая стратегия. Под видом дешевого страхового полиса компания может продать «пшик»: полис, который ничего не даст клиенту, но гарантированно принесет прибыль компании. Стремление сэкономить похвально, но оно не должно быть бездумным. Нужно учитывать и помнить о разделах, которые исключаются из страхового полиса и соответственно снижают его стоимость.
Например, если речь идет о медицинском страховании, не нужно выбирать самые дешевые клиники и полисы, в которых установлен лимит по количеству обращений к врачам. Поскольку в случае болезни – страхового случая — может понадобиться посетить врача больше раз, чем это предусмотрено недорогим полисом. То есть страховой полис не сработает в пользу клиента.
Если клиент все-таки хочет сделать выбор в пользу низкой тарифной ставки, ему необходимо выяснить, чем конкретно она отличается от стандартного тарифа, как компания возмещает убытки и какая франшиза у тарифа.
Не обращать внимания на франшизу
Франшиза – эта сумма убытка, которую клиент страховой компании покрывает сам. От размера франшизы зависит стоимость полиса и размер выплат при наступлении страхового случая.
Оформлять франшизу в договоре страхования необязательно, но если она есть – полис будет стоить дешевле (чем больше франшиза – тем меньше будет стоить полис). Самым дорогим будет полис с нулевой франшизой, однако тогда компания полностью возместит сумму ущерба от страхового случая.
Существует несколько видов франшизы, каждый – со своими особенностями. О видах и механизмах работы франшизы в страховании мы подробно рассказывали здесь.
Игнорировать условия расчета страхового ущерба
«Компания заплатила, но почему так мало?» – задается вопросом клиент, который не знает, чем руководствуется компания, когда оценивает ущерб и рассчитывает сумму возмещения.
Например, в случае страхования жилья полное страхование рисков подразумевает наиболее широкое покрытие, но это не означает покрытие абсолютно всех рисков. Прописан ли конкретно ваш случай в договоре? Как конкретно он прописан? Что он подразумевает? Что он покрывает: возместят ли стоимость всех вещей, которые пострадали от урагана, или компенсируют только часть на отстройку стен?
Для выплат есть несколько моментов. Например, если пострадал предмет, который застраховали, но есть смысл его починить – страховая компания может возместить стоимость ремонта. Если ремонт не имеет смысла, компания возмещает рыночную стоимость товара или сумму повторной покупки. Все эти пункты указаны в договоре.
Очень важный момент: к любому страховому случаю применяют понятие «собственная ответственность». Это сумма, за которую клиент несет ответственность в случае наступления страхового случая. Чем больше эта сумма – тем дешевле будет стоить полис.
Тормозить
«Ну, завтра точно соберу и подам все документы на возмещение убытков от страхового случая», – подумал клиент страховой компании и так ничего и не сделал. И не получил денег. Грустная и весьма распространенная история: до 50% отказов в выплате происходят из-за того, что клиент не подал заявление в необходимые сроки.
Конечно, при наступлении страхового случая сложно сразу собраться и сделать все то, что прописано в договоре, и это нормально. Но если стресс уступает место лени, о выплатах можно забыть.
Выбрасывать чеки, или «зачем эти бумажки»
Любая страховая компания может захотеть занизить сумму выплат клиенту. Поэтому любые чеки, даже с самыми незначительными суммами – надежный аргумент клиента в его стремлении настаивать на большей сумме страховых выплат.
Например, при наступлении страхового случая при страховании здоровья нужно вообще собирать все чеки, напоминать лечащему врачу о том, что клиент собирает все документы.
Пример: врач предложил клиенту сэкономить на лекарствах благодаря одноразовой финансовой выплате этому же врачу. Звучит заманчиво, но в документах эти более дешевые лекарства числиться не будут. Соответственно, невозможно будет доказать страховой, что именно такая сумма была уплачена в ходе лечения, и рассчитывать на компенсацию.
Врать
Распространенная ошибка в случае с медицинским страхованием. Клиент скрывает нюансы здоровья и свои хронические заболевания, чтобы сэкономить на полисе. Да, полис действительно может стоить дешевле, но он не покроет страховой случай при болезни, который имеет большую вероятность наступить.
К слову, такая ложь в некоторых случаях может аннулировать страховку и даже быть оценена как мошенничество.
Не перестраховываться
Особенно важно обращать внимание на этот пункт при страховании жилья. Наличие охранной системы – хорошая экономия на стоимости страховки.
То есть если квартира находится под наблюдением охранного агентства и хозяин позаботился о хорошей сигнализации и датчиках протечки – это не будет полем ответственности страховой компании, и соответствующие пункты можно не включать в договор, а значит, его стоимость будет заметно ниже.
Забывать
Страховой полис действует определенное время. Для успокоения собственных нервов и защиты жизни или имущества договор нужно перечитывать и обновлять.
Иногда с течением времени еще действующий договор могут затронуть внешние изменения – например, влияние инфляции на сумму выплат, или внутренние – клиент женился, развелся, поменял место работы, купил новую квартиру и т.д.
То есть полис нужно не только обновлять, но и перечитывать и в случае необходимости дополнять его новыми разделами или увеличивать суммы выплат.
Оплатить страховку сразу
Не самая большая и не то чтобы ошибка, но когда речь идет о высокой стоимости страхового полиса, стоит задуматься о том, чтобы разбить платеж.
Это выгодно и из соображений экономии: не нужно сразу платить крупную сумму. Кроме того, в случае банкротства страховой компании у клиента будет меньше убытков. К тому же некоторые (но не все) страховые компании при наступлении страхового случая могут быть более сговорчивыми в ходе переговоров о выплате компенсации ущерба.