Об обязательном медицинском страховании или ОМС в Украине говорят давно. Эту тему обычно педалируют политики, обещая сделать хорошо сразу всем: и пациентам, и врачам, и страховым компаниям.
В конце июня Юлия Тимошенко заговорила о том, что депутаты ее фракции зарегистрировали в Раде закон об ОМС.
До этого, еще в феврале, глава комитета ВР по вопросам здоровья нации, медпомощи и медстрахования Михаил Радуцкий сообщил, что обязательное медицинское страхование может заработать в Украине в 2023 году.
Ведение ОМС было прописано в планах еще администрацией Януковича как часть пятилетки (2011-2015 годы) по глобальному реформированию системы здравоохранения. Но эти планы, к сожалению, остались лишь на бумаге.
Говорили и о 2017-м, и о 2019 годах, но пока все осталось без изменений.
Пациенты продолжают платить за «бесплатную» медицину из своего кармана или пользуются услугами страховых компаний, покупая полисы добровольного медицинского страхования (ДМС).
Очевидно, что переход на систему ОМС даст возможность обеспечить равный доступ населения к необходимой медпомощи, повысить качество услуг, а также минимизировать расходы пациентов, увеличив доходы медработников.
Добиться этого можно за счет эффективного распределения бюджетных средств. Именно бюджетных. Такая система работает во многих странах Европы и Израиле.
Для предоставления людям медицинских услуг государству нужны три основные вещи: законы, инфраструктура и деньги.
О законах много говорить не имеет смысла – тут изобретать ничего не надо, достаточно взять за основу опыт других стран.
Например, в Израиле, где закон о госмедстраховании приняли в 1994 году, каждый житель застрахован в одной из четырех больничных касс, которые обязаны предоставлять определенный государством перечень медуслуг.
Раз в год больничную кассу можно менять по своему усмотрению. Это стимулирует конкуренцию.
Качество здравоохранения зависит не от того, как собирать на него деньги, а как их тратить.
Помимо государственного, больничные кассы предоставляют дополнительные услуги страхования, которые не включены в установленный законом перечень. Но это уже за дополнительную плату.
Инфраструктура – это медицинские центры и поликлиники. Частные или государственные, специализированные или общего профиля – все они должны находиться в равных условиях, чтобы пациент мог выбрать то учреждение, которое предоставляет наилучшие услуги.
Самое интересное – это деньги. Где их взять, чтобы хватило и медикам на достойные зарплаты, и пациентам на лекарства? Тут есть два основных подхода.
В некоторых странах часть налогов на доходы идет на здравоохранение. Например, в Израиле есть специальный прогрессивный налог, собираемый Службой национального страхования.
Он составляет 4,8% заработной платы (незащищенные слои населения платят меньше). При этом качество получаемых услуг не зависит от суммы уплаченного налога.
Другой подход состоит в том, чтобы собирать деньги на медицинские услуги не с доходов граждан, а с их расходов.
То есть медицинский сбор закладывается в стоимость товаров, как это происходит с НДС. Такая система работает в Великобритании, Канаде и Австралии.
Важно понимать, что качество здравоохранения зависит не от того, как собирать на него деньги, а как их тратить.
Основным принципом здесь является рыночная конкуренция за пациента – свободный выбор врача и медицинского учреждения. Медики при этом зарабатывают, а не содержатся.
Украина могла бы взять у Израиля основные принципы построения системы ОМС.
Во-первых, это работа, направленная на предупреждение болезней и раннюю диагностику. Как известно, профилактика дешевле лечения.
Доступные поликлиники, семейные врачи, врачи-специалисты позволяют не запускать проблемы.
В США здравоохранение — на высочайшем уровне, но отсутствие доступной медицины приводит к тому, что люди попадают в больницу часто уже в критическом состоянии. А это влияет и на стоимость лечения, и на выживаемость.
Во-вторых, вся система должна быть максимально прозрачной. Очень важно, чтобы все понимали, что входит в пакет услуг, а что нет, и чтобы цена полученных услуг не превышала собранную премию.
Денег может не хватить, и вся система развалится, так и не начав работать. В таком случае люди могут докупать ДМС на те болезни, которых опасаются больше всего, или оплачивать рыночную стоимость услуг.
В этом кроется главный минус обязательного медицинского страхования – невозможно обеспечить 100% бесплатную медицину.
Всегда будут существовать болезни, способы лечения, медикаменты или группы пациентов, которые ОМС не покроет.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора