
Что такое франшиза в страховании. Фото: Pixabay
При оформлении страхового полиса клиентам не всегда понятно, что такое франшиза. Спойлер: ее наличие или отсутствие влияет на размер выплат при наступлении страхового случая и стоимость самого полиса.
разбиралось, что такое франшиза в страховании и для чего она нужна.
Что такое франшиза в страховании?
Франшиза – это часть денег, которая не возмещается страховой компанией своему клиенту при возникновении страхового случая. Простыми словами, франшиза – эта сумма убытка, которую клиент страховой покрывает сам.
Зачем нужна франшиза?
Оформлять франшизу в договоре о страховании необязательно, но если она есть – полис будет стоить дешевле (чем больше франшиза – тем меньше будет стоить полис). Самый дорогой будет полис с нулевой франшизой, однако тогда компания полностью возместит сумму ущерба от страхового случая.
Еще возмещение ущерба страховой компанией может привести к увеличению стоимости следующего договора. Здесь на помощь приходит оформление франшизы, благодаря которой клиент не будет обращаться в страховую из-за небольшого ущерба, например царапины на двери авто. Соответственно этот случай не скажется на стоимости будущего полиса.
Еще из-за франшизы сократится время для оформления полиса и уменьшится количество документов, которые для него нужны.
Существует несколько видов франшиз в страховании:
- Безусловная:
Страховая компания покроет убыток от страхового случая, но вычтет из этой суммы франшизу. Она фиксируется в договоре конкретным количеством денег или процентом.
Например, франшиза составляет 1 тыс. грн. У клиента происходит страховой случай: лечение перелома на 5 тыс. грн. Страховая возместит клиенту 4 тыс. грн (сумма лечения 5 тыс. грн минус франшиза 1 тыс. грн).
- Условная:
В этом случае страховая не выплатит компенсацию, если сумма ущерба не превышает франшизу. Если убыток больше – страховщик платит и сумму убытка, и франшизу.
Например, по договору франшиза составляет 1 тыс. грн. Сумма убытка по страховому случаю – 500 грн. В этом случае компания ничего не заплатит клиенту.
Но если по договору франшиза составляет 1 тыс. грн, убыток составил 2 тыс. грн. В этом случае страховая выплатит клиенту 2 тыс. грн.
- Динамическая:
В этом случае сумма возмещения меняется от количества страховых случаев. Обычно с каждым разом сумма выплат уменьшается, а франшиза соответственно увеличивается. Например, клиент застраховал авто на два года, и в течение этого времени попал в аварию три раза. В первый раз компания покроет всю сумму ущерба, во второй и третий – сумма франшизы составит 2% (точный процент определяется договором).
- Высокая:
Высокая франшиза (от $100 тыс.) предусмотрена для крупных договоров имущественного страхования. При таком виде франшизы страховщик компенсирует убыток от страхового случая полностью, а страхователь после того как восстановит имущество, компенсирует ему размер франшизы.
- Льготная:
В договоре сразу оговариваются случаи, когда франшиза не будет применяться. К примеру, клиент стал виновником аварии: страховая покроет ущерб с учетом франшизы (как в случае с безусловной франшизой), а если ДТП произошло не по вине страхователя – ему покроют ущерб полностью (как при условной франшизе).
- Регрессная:
Если наступает страховой случай – вначале компания полностью компенсирует убыток клиенту, а уже позже – стягивает с него сумму франшизы.
- Нулевая:
Нулевая фрaншиза – это ее отсутствие. Казалось бы, это выгодно для клиента, однако на деле нулевая франшиза повышает стоимость страхового полиса до 30%.
Как вернуть франшизу?
Дa, тоже возможно. В полисе КАСКО могут быть предусмотрены случаи, когда франшизу возместит другой человек и другая страховая. Важно: клиент, который хочет возместить франшизу, не должен быть виновным в ДТП, потому что франшизу должна выплатить страховая виновного. Момент: ущерб, который нанесли, должны оценить страховые виновного и невиновного, соответствующая документация оформляется для обеих компаний.