Facebook Pixel

На свой страх и кошелек. Что такое франшиза в страховании

Что такое франшиза в страховании. Фото: Pixabay

Что такое франшиза в страховании. Фото: Pixabay

При оформлении страхового полиса клиентам не всегда понятно, что такое франшиза. Спойлер: ее наличие или отсутствие влияет на размер выплат при наступлении страхового случая и стоимость самого полиса.

The Page разбиралось, что такое франшиза в страховании и для чего она нужна.

1

Что такое франшиза в страховании?

Франшиза – это часть денег, которая не возмещается страховой компанией своему клиенту при возникновении страхового случая. Простыми словами, франшиза – эта сумма убытка, которую клиент страховой покрывает сам.

2

Зачем нужна франшиза?

Оформлять франшизу в договоре о страховании необязательно, но если она есть – полис будет стоить дешевле (чем больше франшиза – тем меньше будет стоить полис). Самый дорогой будет полис с нулевой франшизой, однако тогда компания полностью возместит сумму ущерба от страхового случая.

Еще возмещение ущерба страховой компанией может привести к увеличению стоимости следующего договора. Здесь на помощь приходит оформление франшизы, благодаря которой клиент не будет обращаться в страховую из-за небольшого ущерба, например царапины на двери авто. Соответственно этот случай не скажется на стоимости будущего полиса.

Еще из-за франшизы сократится время для оформления полиса и уменьшится количество документов, которые для него нужны.

3

Существует несколько видов франшиз в страховании:

  • Безусловная:

Страховая компания покроет убыток от страхового случая, но вычтет из этой суммы франшизу. Она фиксируется в договоре конкретным количеством денег или процентом.

Например, франшиза составляет 1 тыс. грн. У клиента происходит страховой случай: лечение перелома на 5 тыс. грн. Страховая возместит клиенту 4 тыс. грн (сумма лечения 5 тыс. грн минус франшиза 1 тыс. грн).

  • Условная:

В этом случае страховая не выплатит компенсацию, если сумма ущерба не превышает франшизу. Если убыток больше – страховщик платит и сумму убытка, и франшизу.

Например, по договору франшиза составляет 1 тыс. грн. Сумма убытка по страховому случаю – 500 грн. В этом случае компания ничего не заплатит клиенту.

Но если по договору франшиза составляет 1 тыс. грн, убыток составил 2 тыс. грн. В этом случае страховая выплатит клиенту 2 тыс. грн.

  • Динамическая:

В этом случае сумма возмещения меняется от количества страховых случаев. Обычно с каждым разом сумма выплат уменьшается, а франшиза соответственно увеличивается. Например, клиент застраховал авто на два года, и в течение этого времени попал в аварию три раза. В первый раз компания покроет всю сумму ущерба, во второй и третий – сумма франшизы составит 2% (точный процент определяется договором).

  • Высокая:

Высокая франшиза (от $100 тыс.) предусмотрена для крупных договоров имущественного страхования. При таком виде франшизы страховщик компенсирует убыток от страхового случая полностью, а страхователь после того как восстановит имущество, компенсирует ему размер франшизы.

  • Льготная:

В договоре сразу оговариваются случаи, когда франшиза не будет применяться. К примеру, клиент стал виновником аварии: страховая покроет ущерб с учетом франшизы (как в случае с безусловной франшизой), а если ДТП произошло не по вине страхователя – ему покроют ущерб полностью (как при условной франшизе).

  • Регрессная:

Если наступает страховой случай – вначале компания полностью компенсирует убыток клиенту, а уже позже – стягивает с него сумму франшизы.

  • Нулевая:

Нулевая фрaншиза – это ее отсутствие. Казалось бы, это выгодно для клиента, однако на деле нулевая франшиза повышает стоимость страхового полиса до 30%.

4

Как вернуть франшизу?

Дa, тоже возможно. В полисе КАСКО могут быть предусмотрены случаи, когда франшизу возместит другой человек и другая страховая. Важно: клиент, который хочет возместить франшизу, не должен быть виновным в ДТП, потому что франшизу должна выплатить страховая виновного. Момент: ущерб, который нанесли, должны оценить страховые виновного и невиновного, соответствующая документация оформляется для обеих компаний.