
Фото: Ephermius
Что необходимо сделать с автомобилем, чтобы он пережил самую агрессивную пору года. Подготовка авто к зиме, увы, не ограничивается переобуванием и сменой ковриков – это целый комплекс мер, протоколов и мероприятий.
Дело в том, что в мороз трущиеся поверхности изнашиваются в пять раз интенсивнее, чем летом. Так что не стоит смеяться над теми «подснежниками», которые консервируют автомобили до весны и покупают проездной в метро. Одна-единственная поездка на работу и обратно (20 км) при температуре ниже -10 градусов эквивалентна обычному 300-километровому пробегу.
ШИНЫ
Да, законодательством не предусмотрена ни административная, ни криминальная ответственность за «лысое» вождение — езду зимой на летних шинах. И часть евроблях 365/12 катаются на тех покрышках, на которых пересекли границу Украины. Для всех остальных и производители шин, и МВД, и рекомендуют переобуваться, как только среднесуточная температура опустится ниже 5°C. Если вовремя не сменить резину, последствия могут быть весьма печальными. Летняя резина при более низких температурах в буквальном смысле дубеет, вместе с эластичностью теряя все свои полезные качества. В итоге в ваших руках оказывается автомобиль, неспособный адекватно тормозить и маневрировать.
Другой вопрос: какую зимнюю резину предпочесть — фрикционную или шипованную? Считается, что второй тип в мегаполисах уже не актуален. Мол, дороги убирают и посыпают более или менее регулярно. Да и сколько того снега было прошлой зимой? Но рельеф нашей страны далек от равнинного, особенно правобережной ее части. И на тех же киевских спусках-подъемах, отшлифованных летними покрышками, шип сбережет ваши нервные окончания и сэкономит время, которое деньги. Не говоря уже о тех натуральных катках, которые образуются перед светофорами и выездами-съездами с мостов и развязок.

Фото: Сергей Суховский
ШАССИ
Зимние покрышки — это не только иные фрикционные свойства, но и неподрессоренные массы. А значит, и водительские навыки и ощущения. Поэтому при переобувании необходимо проинспектировать все шасси. Проведите диагностику антиблокировочной и противобуксовочной систем плюс прочих электронных ассистансов. Важно проверить углы установки колес: неправильные развал-схождение и кастер отрицательно скажутся на ресурсе покрышек, не говоря уже об устойчивости и управляемости автомобиля.
ТОРМОЗА
Отдельной инспекции заслуживают тормозные механизмы. Вспомните, когда в последний раз вы полностью меняли тормозную жидкость? Делать это нужно раз в два года. Ее увеличенный расход, фрикционная пыль на дисках и «биение» при замедлении сигнализируют о необходимости смены колодок. Вообще, в идеале менять их «на зиму» превентивно, ведь разная величина тормозных моментов на скользком покрытии сама собой провоцирует развитие сноса/заноса.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ
Также стоит проинспектировать уровни всех без исключения технических жидкостей в узлах и агрегатах – в жару они имеют свойство испаряться и просачиваться. А вот менять моторное масло на зимнее не стоит. Кашу им, конечно, не испортишь, но сезонные манипуляции наших отцов и дедов с «минералками» остались в прекрасном далеком. Современную «синтетику» в наших широтах можно использовать круглый год, поскольку ее средняя температура замерзания аж -35°C. Главное — соблюдать регламентные ТО.

Фото: МЧС
На извечный шекспировский вопрос «мыть или не мыть» мы отвечаем с пролетарской простотой – мыть! И даже чаще, чем летом, сбивая налипшую снизу грязь и реагенты. Главное – не в мороз, ибо из-за перепада температур лакокрасочное покрытие непременно потускнеет. Ну и, само собой, нельзя использовать горячую воду – ржавчина появится даже там, где вы не ждали ее увидеть.
АККУМУЛЯТОР
А вот истории с разряженными АКБ актуальны, как и во времена СССР. Все из-за стремления производителей отучить нас лазить под капот и приучить по каждому поводу ехать в магазин и на сервис. Моторные отсеки закрывают красивыми «плитами», которые трудно снять, заставляют ездить днем с включенной светотехникой, при этом делают батареи необслуживаемыми, а с приборных панелей убирают любую информацию об уровне их зарядки. В то время как средний срок службы аккумулятора остался на прежнем уровне, и электролит на морозе густеет так же споро, как и во времена мороженого по 10 копеек. И при -18°C его реальная емкость – все те же 40% номинальной. Поэтому летом даже полупустая «банка» легко заведет двигатель, а в холода после нескольких судорожных попыток разрядится чуть больше, чем полностью. Так что если при первых же заморозках начались фальстарты, либо покупайте новый от греха подальше, либо проведите полную зарядку АКБ. Для этого нужно восстановить уровень дистиллированной воды в аккумуляторе и хорошенько его зарядить. Лучше всего специально обученным устройством. После зарядки плотность электролита должна быть выше 1,27. Если нет — увы, придется идти в магазин.

Фото: Nokian
АНТИКОРРОЗИЙНАЯ ОБРАБОТКА
Наши дорожники борются со снегом и льдом в том числе с помощью реагентов, которые весьма агрессивно ведут себя по отношению к кузовному металлу и лакокрасочному покрытию. Поэтому в ноябре как никогда востребованной становится услуга проведения зимней антикоррозийной обработки. Помимо всевозможных мастик, восков, пленок и прочих стандартных протекторов, все большую популярность приобретает так называемое «жидкое стекло». С одной стороны, оно защищает кузов от воздействия реагентов, с другой — оберегает от мелких царапин и сколов плюс от настырной шлифовки, которую устраивают соль и песок.
ОМЫВАТЕЛИ И ДВОРНИКИ
С наступлением осени одним из главных расходников в автомобиле становятся омыватели стекол и фар. Не забудьте заменить воду в бачках на незамерзающую жидкость. Спиртосодержащую. И «прокапаться», прокачав антифриз через все патрубки системы подачи. Кстати, щетки стеклоочистителя также бывают «зимними» — с тефлоновым покрытием и из более эластичного материала. И отыщите скребок для льда, который имеет свойство находиться аккурат в середине лета.
ДВЕРНЫЕ ЗАМКИ
История водителей, которые с утра поят кипятком из чайников дверные замки, ненамного старее изобретения самих автомобилей. Делать это, конечно же, категорически нельзя – вода рано или поздно изменит жидкое агрегатное состояние на твердое и вместо конденсата, появившегося при остывании салона, вы получите в личинке ледяную пробку. Подготовку автомобильных замков к зимнему периоду нужно начинать с основательной прочистки и продувки. И только удалив оттуда всю налипшую на заводскую смазку грязь и пыль, можно закачивать силикон. Он создаст полимерную пленку, одновременно отталкивающую воду и снижающую износ личинки замка. Понятно, что рано или поздно ключ разрушает пленку толщиной в считанные микроны. К тому же она легко вымывается во время мойки высокого давления. Поэтому процедуру нанесения смазки следует повторять раз в 2-3 недели.
Более долгоиграющий вариант – консистентные смазки на минеральной основе. Особым уважением у сервисменов пользуются рецептуры на литиевой основе или с дисульфидом молибдена. Само собой, подобная экзотика дороже, но она действительно более устойчива к механическим воздействиям и эффективнее отталкивает влагу.
ДВЕРНЫЕ УПЛОТНИТЕЛИ
Причиной невозможности проникнуть с утра в салон могут стать не только замерзшие замки, но и околевшие уплотнители. Чтобы этого не произошло, нужно с той же периодичностью — раз в 2-3 недели — обрабатывать их устойчивой к низким температурам силиконовой смазкой или аналогичными водоотталкивающими составами. Их выпускают все основные производители автохимии: ХАДО, Castrol, Liqui Moly, Molykote, TurtleWax, Wurth и т.д.

Фото: Олег Ким
Не забудьте о джентльменском наборе! Содержимое тревожного чемоданчика, который есть в багажнике каждого уважающего себя автомобилиста, стоит пересмотреть в пользу зимнего снаряжения. К буксировочному тросу, сенд-тракам и штыковой лопате нужно добавить приличные провода для «прикуривания», совковую лопату и мешочек с песком или наполнителем для кошачьего туалета. Иногда сдвинуть автомобиль, шлифующий лед, получается исключительно благодаря горсти таких гранул.
ПЕТЛИ, ОГРАНИЧИТЕЛИ, ЗАПОРЫ
При подготовке автомобиля к зиме автолюбители часто игнорируют защиту запоров, петель и ограничителей капота и багажника, которые при регулярном воздействии снега, дождя и конденсата начинают клинить, не говоря уже о постоянном скрипе и лязге. Не меньшей ошибкой является использование noname-средств под собирательным названием «жидкий ключ». Дело в том, что основное назначение подобных составов – моментальное вытеснение влаги и растворение ржавчины, а не «игра вдолгую». Аналогичная история со спреем WD-40, который используют как панацею для всего и от всего. Это действительно уникальное универсальное средство, но в данном случае не подходящее из-за своей нестойкости к все тому же вымыванию – через пару дней деталь останется без защиты.
P. S. Если автомобиль новый и на гарантии, то подготовку к зиме лучше всего делать на фирменной СТО. У них есть соответствующие пакетные программы (12-15 позиций) под каждую модель. Минусы «официалов» тоже известны – дороговизна, очереди и невозможность отказаться от ненужных процедур. Этих минусов лишены частные «сетевики» вроде Oiler или станции, работающие по франшизе Bosch Service.
Если зима застала вас вдали от дома, воспользуйтесь весьма толковым отечественным гидом-поисковиком Autobooking, который объединяет все украинские и зарубежные предприятия, связанные с сервисом.
Один из сервисных трендов этого года напрямую связан с карантинными ограничениями в Украине и… внезапно появившимся свободным временем. Оказалось, что многие автолюбители готовы самостоятельно «крутить гайки» — был бы бокс и подъемник. Понятно, что диагностику ходовой лучше доверить профи, а вот поменять тормозные колодки, заменить техжидкости, почистить и обработать замки под силу любому мужчине, сумевшему заработать на автомобиль. И в радость.