В ноябре Киевскому метрополитену «исполнилось» 60 лет. За все эти годы работа метро прекращалась лишь 18-20 февраля 2014 года во время Революции Достоинства, а потом весной 2020-го из-за эпидемии коронавируса.
В этом году во время карантина метро не закрывали – только ввели пропускной режим. Style, как и большинство киевлян, соскучилось по метрополитену и, как только карантинные ограничения отменили, прокатилось по самым красивым станциям на карте метро Киева.
Карта метро Киева
Карта метро Киева. Фото: The Page
Метро – главный транспорт столицы. По данным Киевского метрополитена, 50% общего объема городских пассажирских перевозок приходится именно на этот вид общественного транспорта.
Сейчас у киевского метро три линии:
- Святошинско-Броварская (Красная);
- Оболонско-Теремковская (Синяя);
- Сирецко-Печерская (Зеленая).
И три пересадочные станции:
- Золотые Ворота — Театральная;
- Майдан — Крещатик;
- Палац Спорта — Площадь Льва Толстого.
Красная линия метро
Красная ветка соединяет Святошинский и Деснянский районы. Тут 18 станций: «Академгородок», «Житомирская», «Святошин», «Нивки», «Берестейская», «Шулявская», «Политехнический институт», «Вокзальная», «Университет», «Театральная», «Крещатик», «Арсенальная», «Днипро», «Гидропарк», «Левобережная», «Дарница», «Черниговская», «Лесная». Тут есть две пересадочные станции: «Театральная», где можно пересесть на Зеленую линию (на станцию «Золотые ворота»), и «Крещатик», откуда можно попасть на Синюю линию (на станцию «Майдан Незалежности»).
Синяя линия метро
Синяя линия соединяет Оболонь и Голосеевский район. Тут тоже 18 станций: «Героев Днепра», «Минская», «Оболонь», «Почайна», «Тараса Шевченко», «Контрактовая площадь», «Почтовая площадь», «Майдан Незалежности», «Площадь Льва Толстого», «Олимпийская», «Дворец «Украина», «Лыбедская», «Демеевская», «Голосеевская», «Васильковская», «Выставочный центр», «Ипподром», «Теремки». Здесь также можно пересесть на две другие линии: на станции «Майдан Незалежности» есть переход на станцию «Крещатик» Красной линии; на станции «Площадь Льва Толстого» – переход на станцию «Дворец спорта» Зеленой линии.
Зеленая линия метро
Зеленая ветка соединяет Шевченковский и Дарницкий районы. Тут 16 станций: «Сырец», «Дорогожичи», «Лукьяновская», «Золотые ворота», «Дворец спорта», «Кловская», «Печерская», «Дружбы народов», «Выдубичи», «Славутич», «Осокорки», «Позняки», «Харьковская», «Вырлица», «Бориспольская», «Красный хутор». И тоже две пересадочные станции: «Золотые ворота» (переход на станцию «Театральная» Красной линии) и «Дворец спорта» (переход на станцию «Площадь Льва Толстого» Синей линии).

Каштан — символ Киева и киевского метрополитена. Фото: Karolina Grabowska / Pexels
Самыми загруженными считаются станции «Вокзальная», «Лесная», «Почайна» и «Святошин». Три станции Киевского метрополитена названы в честь памятников архитектуры. Это «Вокзальная», «Крещатик» и «Арсенальная» (к слову, это еще и самая глубокая станция метро – 105,5 метра). Style выбрало пять станций метро Киева, которые, по нашему мнению, обязательно стоит увидеть. И вот почему.
«Золотые ворота». Самая стильная станция

Станция метро «Золотые Ворота». Фото: Киевский метрополитен / Facebook
Станция «Золотые ворота» расположена на Сырецко-Печерской (Зеленой) линии. Она по праву считается одной из самых красивых станций мира. В рейтинг лучших «Золотые ворота» включали издания The Daily Telegraph и The Guardian. Создавая проект, архитекторы вдохновлялись историей Украины. И полностью выдержали стиль. Тут красивейшие мозаики и оригинальные бронзовые люстры, напоминающие старинные церковные светильники.
На станции «Золотые ворота» можно наглядно изучать историю Киевской Руси. Например, рассмотреть на мозаиках всех правителей – от Кия до Даниила Романовича, церковных деятелей – Антония, Феодосия, Иллариона, Агапита, Нестора Летописца, а также главные киевские храмы домонгольского периода – Десятинную, Кирилловскую и Ирининскую церкви, Софиевский, Михайловский и Успенский соборы, церковь Спаса на Берестове, церковь Богородицы Пирогощи.
Для любителей истории есть еще один интересный факт: «Золотые ворота» построили в 1989 году, и тогда мастера едва заметно выложили на красно-коричневом фоне надпись «Слава Украине!» темно-коричневой смальтой. Ее можно увидеть, когда выходишь из станции метро. Слова расположены на мозаичном фризе между двумя эскалаторами.
«Осокорки». Самые классные муралы
Станция метро «Осокорки». Фото: Geo Leros / Facebook
Станцию метро «Осокорки» украшают восемь муралов современных художников. Их рисовали по ночам, в не рабочее для метрополитена время. Все рисунки – об Украине. Работы посвятили национальному единству страны. Например, на фоне Карпат и донецкого террикона изображен актер Богдан Ступка. Эту работу назвали United. На мурале Mother land нарисовали животных из Красной книги Украины: медведя возле Львовской ратуши и степную лисицу возле башни Донецкого аэропорта.
Станция метро «Осокорки». Фото: Geo Leros / Facebook
Есть работа «Знания» с Владимиром Доносом (школьным учителем и героем АТО); есть муралы, посвященные крымским татарам, украинскому языку. На мурале «Авдеевка» художник дорисовал разрушенные дома, как будто рукой ребенка; на мурале Unfinished из витражного стекла выложили женский силуэт, который будто собирает себя по кусочкам. И еще один рисунок женщины за вязанием – это Украина и ее история, которая создается на наших глазах. Чтобы увидеть муралы, нужно прокатиться по Сырецко-Печерской (Зеленой) линии.
«Крещатик». Самые красивые мозаики

Станция метро «Крещатик». Фото: Киевский метрополитен / Facebook
Станция метро «Крещатик» расположена на Святошинско-Броварской (Красной) линии. Ее открыли в числе первых. На конкурс в 1952 году подали множество проектов. Эту станцию предлагали сделать даже в виде нарядного терема. Но победила другая работа, в основу которой было положено традиционное украинское искусство. Главным украшением стала майолика с растительным орнаментом. Это произведение искусства и, что называется, must-see (вещь, которую нужно увидеть). Автор майолики – заслуженный художник Украины Оксана Грудзинская. Она также оформляла Национальный музей украинского народного декоративного искусства.
«Днипро». Самый красивый вид

Станция метро «Днипро». Фото: Киевский метрополитен / Facebook
Если поехать по Красной линии от «Крещатика», то сначала попадешь на самую глубокую станцию метро «Арсенальная». А ближе к следующей станции поезд выедет из-под земли. Станция «Днипро» находится на поверхности – на эстакаде над набережной. Отсюда, пожалуй, открывается самый красивый вид на Днепр и левый берег Киева. Необычную станцию открыли в 1960-м, а в 1965-м тут установили две скульптуры – мужскую и женскую. Фигура мужчины символизирует труд, фигура женщины – мир.
«Славутич». Самая интересная концепция

Станция метро «Славутич». Фото: Киевский метрополитен / Facebook
Но вернемся на Зеленую линию. По направлению к центру Киева следующей после станции «Осокорки» будет «Славутич». Архитекторы пытались под землей воссоздать реку Днепр (Славутич – это историческое название Днепра). В ход пошли модные в 90-е отделочные материалы. Тут использовали много хромированного металла и все оттенки реки – от синего до голубовато-серого. На потолке разместили авторские конструкции в виде водяных лилий, а в торце станции – стилизованную композицию, изображающую русло Днепра.