«Укравтодор» обнародовал заявление по поводу обвинений экс-министра финансов Игоря Уманского о масштабном разворовывании на строительстве дорог.
«Укравтодор» призывает экс-министра финансов проверять цифры и обращаться по первоисточникам и поясняет свою позиции в тексте, который с небольшими сокращениями расположен ниже.
О новых правилах тендерной документации
С самого начала новая команда Укравтодора настаивала на том, что дороги государственного значения не должна ремонтировать компания, которая до этого работала только на дорогах в коттеджном городке.
Впервые в истории Украины тендерная документация прописана не под конкретных подрядчиков, а под компании, которые имеют соответствующий опыт, материальное-техническое обеспечение, работников, возможности финансового обеспечения тендера. Правила, которые стали новыми для украинского рынка — основываются на правилах закупок ЕБРР, Всемирного банка, Евросоюза.
Текст методологических рекомендаций закупок «Укравтодора» разрабатывала рабочая группа при Министерстве экономразвития. В составе рабочей группы были представлены крупнейшие общественные организации, представители государственных учреждений и бизнеса.
Позицию «Укравтодора» поддержали АСС (американская торгово-промышленная палата), ЕВА (Европейская бизнес ассоциация), Офис эффективного регулирования (BRDO), Ассоциация инженеров консультантов Украины (FIDIC), Украинский совет бизнеса, которая объединяет 86 бизнес-ассоциаций Украины.
В 2020 это позволило привлечь к работам на объектах Большого строительства более 60 компаний. По состоянию на 13 ноября 20 подрядчиков «Укравтодора» выполняют контракты стоимостью более 1 млрд грн, что никак не соответствует обвинению в «картеле» для шести игроков рынка.
- ООО «Автомагистраль-Юг»
- ONUR
- ООО «РОСТДОРСТРОЙ»
- ООО «ПБС»
- ООО «СОВМЕСТНОЕ УКРАИНСКО-НЕМЕЦКОЕ предприятие «Автострада»
- ООО «ТЕХНО-СТРОЙ-ЦЕНТР»
- ООО «Дорожное строительство «Альтком»
- ООО «ДСУ-77»
- ЧАО «Хмельницкое ДСУ № 56»
- Строительно-монтажный трест (Белорусский)
- ООО «СЛАВДОРСТРОЙ»
- ООО «Энергетически-дорожное строительство»
- AzVirt MMC
- ООО «Березивкаагрошляхбуд»
- ООО «ДРСУ-48»
- ООО «Луцкавтодор-сервис»
- ООО «СТЛ+М»
- ЧП «Автомагистраль»
- ÖZALTIN İNŞAAT TİCARET VE SANAYİ ANONİM ŞİRKETİ
- ООО «УКРАИНСКО-ПОЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ «УПС».
Сложная математика
Господин экс-министр предлагает сложить все тендеры этой «гнусной шестерки» и вычислить эти «дисконты» в размере около 36 млрд грн.
То есть, по его мнению, путем простого сложения тендеров крупнейших подрядчиков и применения «дисконта» можно получить 36 млрд грн — это как раз почти 35 млрд грн, которые направлены на государственные дороги с ковид-фонда.
По логике Уманского, подрядчики «Укравтодора» работают в минус.
Специфика дорожных тендеров отличается от закупки нематериаломистких услуг. 70-80% стоимости тендера — это материалы. Еще 5% — фонд оплаты труда. То есть выполнить услуги и одновременно забрать оттуда даже 20% (не говоря уже о 40% дисконта для субподрядчиков) — невозможно.
Манипуляция о 40% или даже 100% откатов могла срабатывать в начале дорожного сезона, когда только происходили закупки. Однако тогда, когда на финише выполнения плана почти 4000 км государственных дорог.
О деньгах из спецфонда COVID-19
Направления дополнительного бюджетного финансирования на дорожное строительство в размере 35 млрд грн планировалось с января 2020 года. Это было публично представлено — эти средства ожидалось получить от «Нафтогаза», который их выиграл в Стокгольмском суде у «Газпрома».
Позже не без участия господина Уманского был использован механизм спецфонда, к которому в том числе попали деньги «Нафтогаз»а. Позже «Укравтодор» смог получить средства на обновление дорог, как это и планировалось в начале года. И не напрямую от «Нафтогаза», а через механизм спецфонда.
Коронакризис охватывает все сферы жизни, и имеет последствия не только для общественного здоровья, но и для экономики — благосостояния людей. Направление средств на обновление дорог является одним из способов противодействия последствиям коронакризы.
По обвинению в трате денег «онкобольных» — как только было сообщено об этом решении, Укравтодор поддержал инициативу депутатов, которые предложили направить эти средства не на дороги, а на оборудование в «Охматдете».
Отчетность
В этом году Государственная аудиторская служба Украины проводит рекордное количество проверок закупок «Укравтодор». Под проверку попали более 260 процедур и каждый день эта цифра растет.
Все торги проводятся через систему Прозорро — это открытые процедуры, которые можно изучать и отслеживать.
И в «объективного восприятия реальности». Приглашаем господина Уманского лично проинспектировать 4000 км уже обновленных дорог и пообщаться с людьми, которые годами не видели надлежащей инфраструктуры.
Напомним, что сегодня на личной странице Игоря Уманского, который возглавлял Министерство финансов весной 2020 и в 2009-2010 гг, появилась публикация по деятельности «Укравтодора» и использованию финансов на обновление дорожной сети. Согласно утверждению на странице Уманского, разворовывание средств якобы достигает 40% от всего объема финансирования.