Соседствующие с россией страны стали массово скупать в странах Европы стиральные машины, холодильники и даже электрические молокоотсосы. По мнению специалистов, такой нетипичный спрос на эту категорию товаров может свидетельствовать о том, что вся эта бытовая техника может быть использована в военных целях, пишет Bloomberg.
По словам специалистов, россия может использовать детали из бытовой техники, в частности полупроводники, для своего оружия.
Согласно базе данных Евростата ЕС, Армения в течение первых восьми месяцев текущего года импортировала больше стиральных машин из ЕС, чем за последние два года вместе взятые. А в Казахстан по состоянию на август импортировали европейских холодильников на сумму $21,4 млн, что более чем втрое превышает сумму за аналогичный период прошлого года. Данные казахского правительства также свидетельствуют о резком росте количества холодильников, стиральных машин и электрических молокоотсосов, поставляемых в рф.
Конечно, частично торговля через евразийские государства в россию может быть попыткой компенсировать дефицит импорта из других стран. Или российские компании могут разбирать технику и используют ее компоненты и полупроводники в гражданском производстве.
Однако европейские чиновники, знакомые с цифрами, говорят, что они озабочены тем, что хотя некоторые товары и их компоненты могут использоваться в военных целях. Поэтому в ЕС внимательно следят за ростом экспорта в страны на периферии россии.
Официальные лица в Европе уже публично заявили, что видели детали холодильников и стиральных машин в российском военном оборудовании, таком как танки, после ее вторжения в Украину.
«Даже очень сложные российские вооруженные системы часто строятся со стандартными микроэлектронными компонентами, которые содержатся в ряде коммерческих товаров. Вполне возможно, что российский военно-промышленный комплекс импортирует готовые коммерческие товары и делает их на запчасти», — заявил директор отдела разведки и анализа открытых источников Королевского института объединенных служб британского аналитического центра Джеймс Бирн.