Ограничения по выработке электроэнергии на государственную компанию «Энергоатом», которая осуществляет управление всеми АЭС Украины, достигли исторического максимума и составили 6 630 МВт из 9 490 МВт имеющихся в активной работе на текущий момент.
«Вряд ли это будет способствовать решению финансовых проблем компании и стабильности энергетического рынка страны», — сообщил и. о. президента «Энергоатома» Петр Котин.
Он также отметил, что на станциях никогда не откладывали ремонт энергоблоков и не пользовались этим как возможностью «повысить безопасность».
Таким образом, Петр Котин опроверг версию Минэкоэнерго, что ограничения работы атомных блоков связаны с необходимостью проведения якобы отложенных плановых ремонтов на АЭС.
«Плановые ремонты мы выполняли и выполняем строго по расписанию. Более того, все мероприятия по безопасности расписаны пошагово. И обычно для их реализации не надо ни останавливать энергоблоки, ни выводить их в резерв», — отметил он.
По всей видимости, компанию лишают возможности зарабатывать и планово загоняют в долги, не позволяя закрывать сделки с подрядчиками.
Контекст. Кабинет министров принял решение приостановить работу трех блоков украинских АЭС и уменьшить производство электроэнергии еще на семи блоках из-за переизбытка генерации в стране.
Основным бенефициаром удушения атомной отрасли Украины является компания ДТЭК Рината Ахметова и собственники солнечных и ветровых электростанций.
Ахметов через компанию ДТЭК владеет угольными электростанциями, которые выполняют роль маневренных мощностей для сглаживания пиковых нагрузок в суточном энергобалансе страны. А СЭС и ВЭС защищены лоббистским законом, согласно которому имеют преимущество в продаже произведенной энергии. Тот же Ринат Ахметов также владеет мощностями ВИЭ с долей не менее 25% в так называемой «зеленой» энергетике.
На наших глазах происходит перераспределение рынка производства электроэнергии, в результате которого Украина потеряет высокотехнологичную атомную промышленность, а взамен получит СЭС и ВЭС с одним из самых высоких «зеленых» тарифов в мире.
В то же время декарбонизация украинской энергетики не будет достигнута, так как для баланса ВИЭ должно сжигаться больше угля на тепловых станциях.