Промышленная политика правительства должна измениться — Дмитрий Кисилевский

Промышленная политика правительства должна измениться – Дмитрий Кисилевский. Фото: ФБ народного депутата

Законопроект о страховании военных рисков, уже зарегистрированный в Раде, является одной из инициатив в рамках плана восстановления перерабатывающей промышленности, прокомментировал Дмитрий Кисилевский The Page.

Одна из задач промышленной политики правительства, по мнению депутата, – помочь украинским производителям заместить подсанкционные российские и белорусские товары.

Как украинским производителям помочь занять ниши, свободные от рф и беларуси

Есть быстрые шаги, которые правительство может предпринять в течение одного-двух месяцев, считает Дмитрий Кисилевский:

  • Ввести эмбарго на поставку в Украину белорусских товаров;
  • Запретить поставку российских товаров через третьи страны.

Также нужно добиваться внесения новых групп российских и белорусских товаров в 10-й пакет санкций.

Кисилевский уверен, что сегодня лучше сконцентрироваться на следующих группах:

  • часть сортамента металлургической продукции, которую Украина продолжает производить;
  • продукция деревообрабатывающей промышленности (у нас есть сырье и производителей);
  • пищевая продукция (шоколад, масло рапса).

Как помочь металлургии

Государство когда-то предприняло шаги, чтобы украинская металлургия стала более конкурентоспособной. Ввели пошлину на экспорт металлолома. Сейчас на рассмотрении Рады лежит законопроект об отмене рентных платежей на часть железной руды, которая в Украине будет перерабатываться в готовую продукцию. Эти шаги позволят украинской металлургии конкурировать за нишу, которую можно освободить от россиян.

Что делать с деревообработкой

С 2016 года действует мораторий на экспорт леса-кругляка. За это время отечественная деревообработка нарастила кое-какие мускулы за счет западных инвестиций. И сегодня деревообрабатывающие предприятия готовы конкурировать за замещение российских и белорусских товаров.

Как открыть путь для украинского рапса

В случае с рапсовым маслом государственная регуляция сработала не так, как хотелось бы. Пошлину на экспорт семян рапса когда-то ввели — и почти сразу отменили. Поэтому сегодня украинские аграрии экспортируют семена рапса – сырье, а россияне – масло, то есть продукт с большей добавленной стоимостью.

Даже если российский рапс окажется под санкциями, украинский бизнес будет не совсем готов занять освободившуюся нишу.

Другие инструменты промышленной политики

Решение проблемы замещения российских товаров лежит не только в санкциях. И не только в торговой дипломатии — даже если договориться об отмене европейских пошлин.

Еще один вопрос: готово ли государство помочь производителям развиваться?

Никто, например, не мешает государству предоставлять дешевое кредитование украинским производителям. Есть отличная программа «5-7-9%». Однако львиная доля денег в ее рамках идет на кредиты для агросектора и торговлю, то есть отрасли со значительно меньшей добавленной стоимостью. На производство пока направлено всего около 15% доступных кредитов.

Желательно также докапитализировать экспортно-кредитное агентство Украины, чтобы оно могло оказываь экспортерам больше финансовой поддержки.

Локализация не очень нравилась европейцам, когда ее только ввели. Тем не менее, ЕС в соглашении об ассоциации признал право Украины применять требования локализации к третьим странам и даже — в небольших лимитах — к некоторым европейским производителям.

Можно, в частности, распространить локализацию на лифты неевропейских производителей – и помочь украинским компаниям зайти в нишу, освободившуюся от российских. Потому что сегодня туда уже зашли турецкие и китайские компании.

«Все эти инструменты промышленной политики соответствуют духу ЕС, нашим обязательствам по вступлению в Европейский Союз — и обстоятельствам военного времени», — подчеркнул Дмитрий Кисилевский.

Читать на The Page