После смерти Стива Джобса hi-tech гигант Apple уже девять лет возглавляет бывший инженер Тим Кук. С тех пор выручка и прибыль Apple выросла в два с лишним раза, а капитализация увеличилась с $348 млрд до $1,9 трлн.
WSJ пишет о том, как Тим Кук превратил компанию в одну из крупнейших в мире корпораций.
Точкой отсчета для Кука у руля Apple стал август 2011 года, и за это время Apple стала похожа на него самого.
При Куке Apple, наравне с конкурентами, занялась разработками для создания «умного дома», телевидения и автомобильной индустрии. Это вывело компанию на вершину корпоративного мира с постоянно расширяющейся линейкой продуктов и сервисов.
Что изменилось
Кук ежедневно просматривает данные о мировых продажах Apple, а по пятницам он совещается с операционным и финансовым руководством компании. Правда, в отличие от Джобса, Кук гораздо реже посещает дизайн-студию Apple.
В отличие от основателя Apple, Кук сместил приоритеты: больше технических разработок его волнуют финансы. Фондовики с Уолл-стрит мечтали, чтобы Apple наконец начала приносить доход, но Джобс предпочитал реинвестировать всю прибыль в новые продукты.
Кук наоборот позволил зарабатывать за счет обратного выкупа компанией своих акций. По этой схеме Apple за 8 лет отдала инвесторам $360,7 млрд. В конце концов, в компанию поверил даже Уоррен Баффетт, презрительно относившийся к технологическим компаниям.
Социально активный
Кук превратил Apple в социально и политически активную компанию. Среди первоочередных изменений на посту CEO Кук ввел корпоративные программы благотворительных отчислений. Например, в адрес Антидиффамационной лиги, которая противостоит антисемитизму.
В 2014 году Кук встретился с топ-менеджерами Apple, чтобы заявить о своей гомосексуальности. Кук пошел на такой шаг, несмотря на высокую вероятность возникновения препятствий при выходе компании на некоторые рынки. «Мне нужно было что-то сделать для них и показать, что вы можете быть геем и при этом продолжать делать большое дело в жизни», — объяснял он сам.
Аксессуары вместо новых технологий
Несмотря на успех в компании далеко не все так гладко, как представляется извне. Бывший инженер Apple Джон Берки недоволен путем следования компании. По его мнению, компания стагнирует. «Спросите себя, какие из тех функций iPhone, которых не было пять лет назад, вы используете сейчас? Вы что, правда, все эти годы ждали Animoji?», — саркастично спрашивает он.
Критики в чем-то правы. Вместо выпуска новых устройств, на которые делал ставку Джобс, Кук сосредоточился на создании продуктов для iPhone 3 — умные часы, наушники и прочие разнообразные сервисы.
Правда и здесь Apple в авангарде. Данные Counterpoint Research свидетельствуют, что продажи Apple Watch в штуках теперь превосходят всю швейцарскую часовую индустрию. Продажа наушников AirPods в конце 2019 года заняла почти половину объема всех проданных в мире.
Продажи только одних AirPods принесли компании $24,5 млрд в 2019 финансовом году. Этот показатель приближается к пиковым показателям продаж последнего продукта Стива Джобса Apple iPad ($32 млрд).
Однако именно эта тенденция в развитии компании и является индикатором ее стагнации. По мнению Джон Берки, сила бренда маскирует слабые места в новых разработках, поэтому компания рискует пропустить настоящий рывок в технологиях.