Facebook Pixel

Закон о медиа — покушение или содействие свободе слова

Назар Михайлов
Член Ассоциации юристов Украины

Против документа выступил Национальный союз журналистов Украины и целый ряд профессиональных организаций с требованием снять его с рассмотрения. Сам закон впоследствии прозвали «карательным».

Что же содержит законопроект в текущей редакции и на что он все же нацелен — на содействие свободе слова или на ее ограничение?


Среди целей законопроекта, изложенных в пояснительной записке, указана имплементация Украиной норм европейского законодательства для создания единой, упорядоченной и взаимосогласованной системы правовых норм, направленных на регулирование правоотношений в сфере медиа.

Также авторы подчеркивают, что он призван выполнить обязательства перед европейскими партнерами и обеспечить реализацию права на свободу выражения мнений, получение разносторонней, достоверной и оперативной информации, обеспечение плюрализма и свободного распространения информации.

Закон, согласно документу, имеет целью создать конкурентную среду, обеспечить равноправие и независимость СМИ.

Quote«Вместе с защитой национальных интересов Украины и прав пользователей медиасервисов, регулированием деятельности в сфере медиа в соответствии с принципами прозрачности, справедливости и непредвзятости», — говорится в пояснительной записке от авторов.

В целом законопроект направлен на приближение к праву и нормативно-правовой базе ЕС и международным правовым документам в области политики по вопросам аудиовизуальной отрасли.

И в то же время в нем недостаточно освещены (или вообще не учтены) определенные довольно важные аспекты.

В частности, речь идет об обеспечении прав правообладателей, а именно, о сроках трансляции кинематографических произведений, согласованных с правообладателями.

Недостаточно раскрыт и вопрос прямого маркетинга, профилирования и поведенческой таргетированной рекламы.

В частности, Директива 2010/13 / ЕС устанавливает запрет:

  • на все формы аудиовизуальных коммерческих сообщений о сигаретах, табачных изделиях, электронных сигаретах и заправочных контейнерах;
  • специально направлять аудиовизуальные коммерческие сообщения об алкогольных напитках на несовершеннолетних и поощрять их чрезмерное потребление;
  • на телепродажу лекарственных препаратов, подлежащих маркетинговой авторизации в понимании Директивы 2001/83 / ЕС.

Указанные положения не учтены или, опять же, вообще отсутствуют в законопроекте.

В то же время проект закона «О СМИ» наделал немало шума среди профессионального сообщества, журналисты говорят о наступлении на свободу слова.

Законодатель утверждает, что законопроект угроз для медиа не содержит — только абсолютно конкретный перечень ограничений, которые находятся в ст. 36 этого закона. Она проста, в ней всего 12 пунктов. Они абсолютно четкие, прозрачные и понятные. К тому же эти ограничения фактически собраны из уже принятого и действующего законодательства. Ничего нового в них нет.

Они отнюдь не создают угрозы цензуры, давления на медиа. В дополнение, значительная часть украинских медиа — телевидение, радиовещание, печатные СМИ — уже и так работают с учетом таких контентограничений.

В то же время ч.2 указанной статьи представляет, что критерии отнесения информации к нарушающей пункты 1-4, 6-12 части первой настоящей статьи, разрабатываются и утверждаются Нацсоветом совместно с органом совместного регулирования.

А до утверждения соответствующих критериев она обосновывает применение ограничений, предусмотренных ч.1 этой статьи самостоятельно в своих решениях.

С несоблюдением указанных ограничений законодатель связывает ответственность. Нарушения в сфере медиа делятся на незначительные, значительные и грубые.

Например, нарушение ограничений, установленных ст. 36 законопроекта, является значительным нарушением.

Санкция за значительное нарушение — штраф, а повторность значительных правонарушений является основанием для отмены регистрации, аннулирования лицензии, запрета распространения онлайн-медиа в Украине.

Закрепление в профильном законе четких и понятных оснований, а в этом случае, и критериев отнесения информации к нарушающей требования пунктов 1-4, 6-12 части первой ст. 36, является залогом соблюдения таких требований и создает более предсказуемые «правила игры».

Но непонятно желание законодателя отдать решение этого вопроса органу, уполномоченному привлекать к ответственности. Указанное создает условия и возможности для злоупотребления полномочиями Нацсоветом.

Это, в свою очередь, и приводит к беспокойству и обвинению представителями профессионального сообщества в наступлении на свободу слова.

Не добавляет сторонников законопроекту и определение полномочий Нацсовета.

Так, Комитет ВРУ по вопросам интеграции Украины с ЕС в своем решении указал: ч.3 ст. 30 Директивы 2010/13/ЕС определено, что государства-участники должны обеспечить четкое определение в законодательстве компетенций и полномочий национальных регуляторных учреждений или органов, а также способы их подотчетности.

В то же время ст. 90 законопроекта приводит перечень полномочий Нацсовета и этот перечень не является исчерпывающим.

Несправедливым, по мнению представителей медиасферы, есть и ограничения прав журналистов-фрилансеров, поскольку законопроект признает профессиональные права на информацию и аккредитацию только тех журналистов, в удостоверении которых указано зарегистрированное медиа, даже если оно выдано профессиональным или творческим союзами журналистов.

Вместе с тем решение Совета министров ОБСЕ 3/2018 закрепляет положение:

Quote«Полноценно ввести свои законы, политику и практику в отношении свободы СМИ по соблюдению международных обязательств и пересмотр и, при необходимости, отмену или изменение законов, политики и практики, чтобы они не ограничивали возможности журналистов выполнять свою работу самостоятельно без лишних усилий и препятствования».



Безусловно, новые и взвешенные подходы для регулирования такой важной сферы необходимы. Однако пока отдельные положения этого законопроекта дают основания утверждать — он требует существенной доработки. И она невозможна без учета мнения, в частности, профессионального сообщества.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора