Мир уходит в интернет. И последние события, связанные с распространением коронавируса, лишнее тому подтверждение. Однако IT-сферу сегодня «бросает в жар» не меньше остальных отраслей экономики. Поэтому вопрос оптимизации выходит на первый план.
Ежегодно IT-сфера обеспечивает более 20% всех услуг, которые экспортирует Украина. Ее ежегодный прирост составляет 20-25%. Столь стремительное развитие бизнеса увеличивает не только доходы, но и затраты, в том числе на закупки.
Казалось бы, примерно 80% бюджета в IT-бизнесе приходится на оплату работы сотрудников и лишь 20% – на остальные расходы. Но в абсолютных цифрах это значительные суммы.
И если в начале пути молодые компании не думают об экономии, оптимизируют расходы бессистемно, не нуждаются ни в департаменте закупок, ни в аутсорсинге закупочных процессов, то при стремительном росте компании расходы на закупки без выстроенной системы и профильных специалистов становятся просто неуправляемыми.
Логичным этапом развития IT-компании является организация грамотного управления функцией закупок. Недостаточно просто внедрить «умную» систему управления отношениями с поставщиками или электронную торговую площадку и считать, что процесс закупок у вас полностью отлажен и прозрачен. Это лишь часть успешной работы.
Оптимизировать закупочный процесс только с помощью технологий невозможно. Как сказал экс-СРО Rolls Royce Ричард Бомонт на нашей первой конференции по закупкам и цепи поставок 2019, только использование новейших технологий квалифицированными специалистами в итоге даст положительный результат. Тут может помочь аутсорсинг закупок вместе с автоматизацией.
Сегодня в Украине работает более 4 тысяч IT-компаний и 110 R&D центров всемирно известных международных компаний. Однако среди сотрудников украинских IT-компаний (стандартно) не более одного-двух закупщиков, хотя в больших компаниях с иностранным менеджментом могут существовать и отдельные департаменты. В Европе и США привыкли к системности и знают, насколько важно следить за прозрачностью своей цепи поставок. При этом содержать целый отдел, если закупки – не ваш профиль, часто нерентабельно.
Одним из вариантов оптимизации закупочной функции является аутсорсинг, который сейчас превратился в самый яркий глобальный тренд в этой сфере.
Например, у Microsoft практически все закупки переведены на аутсорс. Один менеджер руководит закупками сразу на 2-5 рынках с помощью нескольких аутсорсинговых компаний. На аутсорсинг отданы транзакции по закупкам, полный цикл управления контрактами и поддержка RFP-процесса.
Работа организована через три глобальных хаба и поддерживается в зависимости от потребностей на 12-22 языках. Таким образом, менеджер по закупкам сосредотачивается на стратегических задачах, находит оптимальные решения совместно с внутренними клиентами и контролирует выполнение политики компании по закупкам.
Согласно данным международного исследовательского института CIPS (Chartered Institute of Procurement & Supply), снижение стоимости закупаемых товаров и услуг на 4% эквивалентно увеличению продаж на 20%. Стремление снизить затраты на закупаемые товары и услуги стимулирует развитие аутсорсинга закупок. Статистика говорит о том, что, выводя часть закупок на аутсорсинг, в среднем достигается от 10 до 40% экономии в зависимости от категории.
По своему опыту оптимизации закупок крупной IT-компании могу сказать, что расходы, например, на офисную стандартную мебель в ней сократились на 13,6%; административные операционные расходы (Admin OPEX) – на 17%. А в сумме это десятки миллионов гривен в год.
В целом, если говорить об IT-компаниях, то тут возможно достичь примерно 15% экономии на одних только закупках, то есть на более грамотном управлении категориями закупок. Если же компания совсем не занималась закупочным процессом, то можно говорить и о более значительной экономии на первых этапах.
Кроме того, аутсорсинг гарантированно снижает затраты на закупки, при этом позволяя компаниям концентрироваться на своих ключевых бизнес-задачах.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора