Facebook Pixel

В Европе за такое не штрафуют

Сергей Куюн
директор в «Консалтинговой группе А-95»

Каждый кто ездил по Европе, видел, что цены на автозаправочных станциях в ЕС одинаковые и поднимаются синхронно. 

В Украине же такие действия приводят к серьезным последствиям для компаний – их штрафуют на значительные суммы, которые больно по ним ударят.

Антимонопольный комитет обвинил крупнейшие сети АЗС в сговоре при реализации бензина в 2017 году и оштрафовал их на 77 млн грн. Такая ситуация на рынке возникает не впервые. Каждый год АМКУ налагает штраф на операторов рынка. Обвинения регулярно повторяются, и не понятно, какая именно ценовая политика автозаправочных станций удовлетворит регулятор.

Telegram Logo

Его политика не понятна потому, что практики параллельного ценообразования приняты во всем мире и не является нарушением законодательства. В Европе цены на нефтепродукты почти везде одинаковые. Кроме того, они меняются синхронно.

Несколько лет назад компания Shell представила в Украине материалы исследований об изменении цен в Европе. В презентации компания показала перекресток в немецком городе, на котором расположены четыре автозаправочные станции различных брендов. Исследователи отследили хронометраж, как менялись цены в этом четырехугольнике. Так вот, цены на топливо на всех заправках менялись почти одновременно. Разница шла на минуты. Столь оперативное изменение цен – особенность этого рынка.

В Европе никто не наказывает участников за такое ценообразование. Так работает здоровый рынок. Ведь если цена завышена, то это сразу понимают конкуренты и видит потребитель. Они могут быстро отреагировать на ситуацию.

Тогда как в Украине регулятор постоянно предъявляет претензии и штрафует компании. Но как действовать иначе? Если две конкурирующие автозаправочные станции расположены рядом, и одна из них меняет цены, то другая вынуждена сразу реагировать. Однако АМКУ видит в этом заговор.

Так формируются цены на любом потребительском рынке. Разница только в скорости. Потому что отследить оперативные изменения цен в супермаркетах, где тысячи наименований, очень трудно. А на АЗС всего 3– 4 позиции, которые написаны крупными цифрами на огромном цифровом табло. Более того, есть много мониторинговых агентств, которые быстро информируют об изменении цен.

Кризис ощутимо ударил по рынку нефтепродуктов. После 2013 года значительно упало потребление горючего. Произошла реструктуризация рынка. С бензина, который продавали крупные сети, рынок перешел на сжиженный газ. В этом сегменте нет сверхприбылей.

Позиции нелегальных заправочных станций и маленьких игроков усиливаются.

Конечно, ситуация на рынке нефтепродуктов улучшается, но далека от докризисной. 

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Комментарии

Все новости