17 марта Верховная Рада Украины приняла закон, который уже стал широко известен как «закон о коронавирусе». Он упрощает закупки товаров, работ и услуг, необходимых для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Такие закупки выводятся из-под действия украинского законодательства о публичных закупках, то есть они не будут проходить через ProZorro и подпадать под процедуру обжалования в Антимонопольном комитете Украины.
Время на вес золота
Как показывает опыт, любые исключения в законодательстве, позволяющие неконкурентные и непрозрачные закупки государством, имеют тенденцию становиться «черной дырой», в которой, если хорошо поискать, можно найти злоупотребления и коррупцию. Тем не менее, похоже, мы оказались в ситуации, когда вариантов особо не осталось.
Закупку с открытыми торгами не удастся осуществить менее чем за месяц.
Все понимают серьезность вызова от SARS-CoV-2 и скорость, с которой он распространяется в мире. Времени на размышления вирус не дает. То есть не совсем так: никто точно не знает, сколько времени он нам дает, но сейчас в мире «все побежали, и я побежал», только бы не итальянский сценарий. Поэтому средства защиты для врачей, тесты, аппараты искусственной вентиляции легких и другое оборудование нам нужны еще на вчера. А обычные процедуры закупки требуют времени.
Закон о публичных закупках устанавливает определенные периоды ожидания в течение тендера, чтобы участники имели возможность подготовить свои предложения, обжаловать дискриминационные требования или другие неправомерные решения заказчика. Соответственно любая закупка по закону имеет свои минимальные сроки. Осуществить закупку с открытыми торгами менее чем за месяц не удастся.
Даже самая быстрая переговорная процедура занимает минимум неделю от достижения договоренности с поставщиком до заключения договора, не учитывая сроки поставки. Если на каком-то этапе подается жалоба в Антимонопольный комитет (что в медицинских закупках происходит очень часто), процедура закупки приостанавливается на время ее рассмотрения.
Может ли сейчас государство позволить себе такие сроки для приобретения всего необходимого в связи с эпидемией COVID-19? На этом этапе уже нет. Почему закупки не были начаты раньше? Вопрос риторический. Обратим внимание еще и на то, что во всем мире индивидуальные средства защиты и аппараты искусственной вентиляции легких превратились в дефицит, в условиях которого покупатели бегают за поставщиками, а не наоборот.
- Читайте также: Магазины в Китае открылись и ждут восстановления спроса
Поэтому решение вывести закупки для противодействия коронавирусу из-под действия законодательства о публичных закупках является понятным, хотя ничего хорошего в такой практике нет.
Льготный режим
Кроме освобождения от проведения торгов через ProZorro, новый закон предусматривает для «противокоронавирусных» закупок следующие льготные условия:
- возможность 100% предоплаты за бюджетные средства;
- освобождение лекарств, медицинских изделий и медицинского оборудования от ввозной пошлины и НДС. Интересно, что такое освобождение применяется только в случае импорта. То есть, например, при закупке медицинских масок в Украине у местного производителя НДС будет оставаться, как и при поставке импортного оборудования местным дистрибьютором в Украине;
- приоритетная растаможка.
Что именно будет закупать государство на этих условиях и подробный порядок закупок должно определить правительство.
Кабинету министров была поставлена задача обеспечить контроль за ценами на лекарства и медицинские изделия.
Хорошие новости
Хотя сами закупки и не будут проводиться через ProZorro, новый закон предусматривает для них несколько предохранителей:
- информация о таких закупках все же будет размещаться в ProZorro, включая договор о закупке и отчет о его выполнении. Таким образом, цены и другие условия закупок можно будет мониторить, в том числе и общественным организациям;
- за нарушение требования о публикации будет налагаться административный штраф;
- особые условия закупок будут действовать лишь в течение 3-х месяцев, то есть до 17 июня 2020 года.
Кроме того, новым законом Кабинету министров была поставлена задача обеспечить контроль за ценами на лекарства и медицинские изделия. Также ранее сообщалось о том, что поинтересоваться вопросом цен на медицинские маски было поручено Антимонопольному комитету.
В связи с этим можно ожидать, что ценообразование по закупкам для противодействия COVID-19 рано или поздно окажется в поле зрения контролирующих органов, поэтому поставщикам стоит подходить к нему взвешенно.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора