Фото: Sasin Tipchai/Pixabay
Сегодня со стремительным развитием медицины актуальна тема правового регулирования трансплантологии. С развитием этой отрасли медицины имеем возможности, которые могут значительно улучшить жизнь больного человека.
Однако в Украине до сих пор не введена полноценная система трансплант-координации, применение которой позволяет развитым странам Европы существенно увеличить количество потенциальных доноров не только среди умерших.
Любые отношения, которые возникают для обеспечения сохранности жизни и здоровья человека, требуют четкого и обоснованного урегулирования.
Следовательно, отношения, возникающие для обеспечения осуществления оперативного вмешательства по трансплантологии, также требуют отдельного и достаточно детального урегулирования, поскольку здесь речь может идти о жизни двух человек: донора и реципиента.
Также отдельного внимания заслуживает конституционное право человека на достоинство. Следовательно, уместно определить соотношение принципа молчаливого согласия относительно изъятия органов с тела умершего человека и права на достоинство.
Из положений закона «О применении трансплантации анатомических материалов человеку» мы видим, что изъятие любых материалов с донора-трупа требует предварительного согласия умершего или его родственников.
Сейчас большинство европейских стран имеют довольно прогрессивную позицию по трансплантации. Собственно, в правовом поле эта позиция подкрепляется международными договорами.
Из главных положений международных договоров, касающихся трансплантологии, исходят следующие принципы:
- изъятие органов у донора возможно лишь с целью лечения, с соблюдением всех профессиональных обязанностей и стандартов;
- полная осведомленность донора и реципиента;
- удостоверение смерти донора двумя или более врачами;
- недопустимость присутствия врачей, которые свидетельствовали факт смерти, при изъятии органов с тела умершего донора;
- запрет торговли органами, а также запрет получения выгоды за предоставление органов для трансплантации.
Принцип молчаливого согласия, в свою очередь, предполагает возможность использования любых биологических материалов с тела умершего, если последний не показал свое несогласие при жизни, или родные умершего не сделали никаких заявлений о запрете изъятия органов и тканей из тела умершего.
Основной идеей применения этого принципа в данной сфере является уменьшение количества времени на получение согласия родных донора.
Соответственно, есть шанс на проведение более качественной трансплантации реципиенту с применением меньшего количества средств для поддержания деятельности того или иного органа.
Однако этот принцип может нивелировать право на достоинство, закрепленное положениями ст.1 Всеобщей декларации прав человека и ст. 28 Конституции.
Следовательно, право на достоинство предусматривает право на уважение к моральным принципам и религиозных убеждениям, ведь достоинство представляет собой совокупность нравственных и мировоззренческих качеств человека, которые дают основания для самоуважения и осознания общественной ценности.
Поэтому, если человек при жизни не проявлял своего согласия на изъятие из его тела органов или если родственники не сделали заявления о таком согласии — изъятие незаконно и может нарушить право на достоинство.
Опираясь на практику Европейского суда по правам человека:
- дело № 61243/08 от 13.01.2015, Элберт против Латвии;
- дело № 4605/05 от 24.06.2014, Петрова против Латвии, —
стоит отметить, что применение принципа молчаливого согласия при изъятии биологических материалов из тела умершего нивелирует принципы права на достоинство человека, ведь это право не имеет временных границ, а право выбирать является одним из его основных компонентов.
Так, если рассматривать понятие принципа молчаливого согласия с моральной точки зрения, применение такого принципа является неприемлемым.
Однако, если рассмотреть его с позиции оптимизации времени при выполнении всех необходимых действий с целью трансплантации, его вполне можно оправдать при наличии четко сформированной и безошибочной системы регистрации воли потенциальных лиц-доноров.
Но стоит заметить на примере Латвии, что введение принципа молчаливого согласия в любой стране требует:
- во-первых, четкого урегулирования;
- во-вторых, оно должно соотноситься не только с внутренним законодательством такой страны, но и с международными договорами, которые ратифицировала эта страна, — во избежание недоразумений и новых прецедентов для практики Европейского суда по правам человека.
Сейчас Министерство здравоохранения Украины работает над созданием системы трансплант-координации. Однако успешное внедрение такого проекта возможно только при условии наличия:
- четкого законодательного урегулирования всех процессов, которые могут повлиять на права и свободы доноров и реципиентов, а также медицинского персонала и врачей и
- высокого уровня защиты персональных данных доноров, которые будут зарегистрированы в таком реестре.
Таким образом, внедрение системы трансплант-координации — это только начало.
Для того чтобы обеспечить продуктивное функционирование такой системы, необходимо:
- четкое правовое регулирование всех этапов трансплантации;
- активное восприятие системы трансплант-координации обществом;
- расчет и предупреждение возможных ошибок в функционировании и соотношение системы трансплант-координации со всей существующей системой здравоохранения.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора