Facebook Pixel

Техосмотр в Украине: подводные течения нового многомиллиардного рынка

Максим Розенко
журналист

Еще в октябре министр Министерства инфраструктуры Владислав Криклий рассказал СМИ, что законопроект о возврате техосмотра осталось согласовать с Госрегуляторной службой.

Напомним, обязательный техосмотр для легковых автомобилей в Украине отменили в июле 2011 года. Но, согласно директивам ЕС, эту норму в нашей стране обязаны вернуть.

Сколько стоит техосмотр в Украине

По информации первого заместителя Главного сервисного центра МВД Украины Юрия Смолянинова, в нашей стране сейчас около 7 млн легковых авто.

Более 90% из них не проходят обязательный технический контроль (ОТК). Эта норма действует только для авто, которые используются для перевозки груза или пассажиров и эксплуатируются с целью получения прибыли.

Стоимость прохождения ОТК в 2020 году составляет от 600 до 1000 грн, но у некоторых компаний цена на эту услугу доходит до 1300 грн.

Стоимость техосмотра в 2020 году составляет от 600 до 1000 грн

Стоимость техосмотра в 2020 году составляет от 600 до 1000 грн

Учитывая, что по возвращении ОТК спрос на услугу значительно увеличится, по мнению экспертов рынка, цена поднимется до 1300-1500 грн.

То есть, возвращение техосмотра означает создание нового внутреннего рынка объемом до 10 млрд грн. Естественно, что кое-кто хочет контролировать такой интересный проект.

Проект закона о техосмотре в Украине

В феврале этого года МИУ выложило на сайт законопроект о внесении изменений в законодательство в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств.

Он призван привести законы в соответствие с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами.

Законопроект вызвал серьезные негативные отзывы. Но Владислав Криклий почему-то не рассказал о том, что через несколько недель ГРС отказала в согласовании проекта.

Госрегуляторная служба поддержала представителей заинтересованной бизнес-среды, которые акцентировали внимание на главных проблемных аспектах законопроекта. Решение об отказе в согласовании проекта состоит из семи страниц.

Законопроект о техосмотре вызвал негативные отзывы

Законопроект о техосмотре вызвал негативные отзывы

Если коротко, по мнению Госрегуляторной службы, законопроект устанавливает механизм госрегулирования, который является отличным от принципов реализации права, определенных законодательством ЕС.

Также он способствует монополизации сферы тестирования на пригодность к эксплуатации транспортных средств и создает соответствующие коррупционные риски, считает регулятор.

Главные выводы Госрегуляторной службы

Quote«Вопреки европейской практике, проектом закона предусматривается передать функции по контролю за субъектами хозяйствования объединению предприятий — Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств».

Законопроект не определяет перечень оснований приостановления хоздеятельности, способа и формы осуществления мероприятий госконтроля, а также санкций за нарушение требований закона и перечень нарушений.

Все эти полномочия предлагается предоставить бюро вопреки установленным предписаниям закона об основных принципах госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности.

Механизм госрегулирования, предложенный проектом закона, направлен на монополизацию сферы тестирования на пригодность к эксплуатации авто.

Проектом закона о техосмотре предусмотрена возможность Мининфраструктуры управлять объединением предприятий — бюро как в качестве общего собрания членов, так и президиума.

Также проектом закона предусмотрены значительные бюджетные финансовые затраты на создание новой информационной системы сбора информации и построение комплексной системы защиты информации.

Она должна быть аналогична системе, которая уже создана и успешно функционирует в МВД (общегосударственная база данных о результатах обязательного технического контроля транспортных средств, которая является составной частью Единого госреестра МВД).

Но эту же информацию Мининфраструктуры планирует передавать обратно в МВД. То есть, это просто попытка взять функции (ведения реестра) от МВД в Мининфраструктуры с дополнительным расходованием бюджетных средств.

Кто хочет монополизировать рынок

Интересно, что большинство выводов ГРС совпадает с аргументами, которые до этого обнародовал и письменно отправлял госорганам общественный союз «Субъекты тестирования транспорта на пригодность к эксплуатации».

Эта организация в течение последних двух лет стала основным оппонентом МИУ.

С прошлого года руководитель союза Игорь Черненко вместе с партнерами ведет судебную борьбу против постановления №46 Кабмина, которое, по мнению Черненко, поощряет создание монополии в сфере обязательного технического контроля.

Законопроект о возвращении техосмотра является инструментом монополизации рынка

Законопроект о возвращении техосмотра является инструментом монополизации рынка

Проект этого постановления разрабатывался в Главном сервисном центре МВД, которым в 2019 году руководил нынешний министр инфраструктуры Владислав Криклий.

«В 2019 году из 450 компаний, которые осуществляли свою деятельность в сфере сертификации и ОТК, проверку Министерства инфраструктуры успешно прошли 10», — утверждает Игорь Черненко.

По его словам, есть все основания полагать, что частные компании-счастливчики из этого списка связаны с чиновниками МИУ, для которых законопроект о возвращении техосмотра является очередным инструментом монополизации рынка.

А также возвращением в прошлое, когда техосмотр был фикцией. Есть факты, что некоторые из этих компаний выдавали протоколы 24/7 в среднем каждые 7 минут (!), подчеркивает Черненко.

При этом при соблюдении всех процедур в среднем обязательный техосмотр транспортного средства занимает минимум 40 минут.

Quote«То есть идет массовая торговля протоколами ОТК. Мы к этому стремились, когда подписывали ассоциации с ЕС?», — спрашивает он.

После выводов Госрегуляторной службы МИУ обязали устранить недостатки и выложить новую редакцию законопроекта для обсуждения общественности.

После отказа в согласовании проекта ГРС прошло более полугода, но новую редакцию законопроекта так никто и не увидел.

Quote«Криклий утверждает, что его осталось только согласовать с Государственной регуляторной службой. Только мне кажется, что здесь что-то не так», — говорит Черненко.
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора