Министерство инфраструктуры опубликовало законопроект о восстановлении технического осмотра частных транспортных средств с 2022-го года. В целом это правильно, ведь он существует в европейских странах, и мы не можем быть белой вороной. Но в законопроекте не понятны пункты, которые угрожают стране монополизмом в сфере предоставления услуг техосмотра и приведут к коррупции.
Техосмотр в нашей стране ликвидировали, потому что процедура его прохождения была коррумпированной. Номинально технический осмотр автомобилей был, а фактически – нет. Более того, Госавтоинспекция даже не имела соответствующих СТО и аппаратуры для проведения осмотра. ГАИ просто продавали талончики техосмотра. Поэтому в 2011 году Совет автомобилистов при Кабинете министров рекомендовал отказаться от технического осмотра транспортных средств. И мы благодарны, что к нам прислушались.
Мне нравится техосмотр в Германии. Процедуру проводят организации, работающие под контролем союзов автомобилистов. Например, союз автомобилистов ADAC проводит такой осмотр самостоятельно. Он имеет полномочия аккредитовать организации, осуществляющие контроль по обеспечению безопасности продукции (TUV), и европейскую компанию по инспекции транспортных средств (DEKRA). Государство в процесс техосмотра не вмешивается. Его проводят частные СТО. По моему глубокому убеждению, такой подход к делу правильный.
По новому законопроекту, предложенному Мининфраструктуры, запрещено проводить техосмотр фирмам, которые имеют прямые производственные контакты с автоимпортерами, автодилерами или с теми, кто занимается ремонтом автомобилей. Внедрение такой нормы приведет к созданию фиктивных предприятий, которые на бумаге будут не связаны, но фактически будут работать в паре. Также чиновники боятся, что автомеханики будут навязывать водителям лишние услуги по ремонту. Но никто не мешает владельцу машины ремонтировать авто на другой СТО.
Непонятно, зачем автодилерам запрещать проводить техосмотр автомобилей? Почему СТО, на которой постоянно обслуживается автомобиль, не может выдать документ о техническом состоянии транспортного средства? Пусть получают лицензии и проводят техосмотры авто.
Потому что сделать техосмотр 20-летних «Жигулей» или «Москвича» можно на любой СТО. А вот провести техосмотр современного автомобиля с бортовым компьютером не так просто. Станция техобслуживания должна иметь оборудование, чтобы проверить работу электроники автомобиля, исправность подушек безопасности, работоспособность системы тормозов. Где для этого взять специалистов и программное обеспечение?
Министерство инфраструктуры предлагает обучать экспертов для проведения техосмотра. Но давайте будем откровенны – что из этого получится? Автомеханик на украинском СТО в месяц получает 26 – 27 тыс. грн зарплаты. Потому что иначе специалист поедет работать в Германию и будет получать там €3 тыс. в месяц. В Украине президент получает 36 тыс. грн, а чиновник среднего звена в Мининфраструктуры – 5 тыс. грн. Кто будет учить экспертов для проведения техосмотра? Согласятся работать за 5 тысяч гривен, если можно заработать 27 тыс. грн? Техосмотр сразу превратится в профанацию.
Украина не может спорить, нужен ей техосмотр или нет. Если государство подписало соглашение об ассоциации в такой редакции и обязалось ввести технический осмотр транспортных средств, то сделать это нужно. Но необходимо, чтобы он был доступным и недорогим для автомобилистов. Надо избежать монополизма в этой сфере, и тогда это будет действительно помощью водителям, а не очередным побором со стороны государства.