Facebook Pixel

Рынок недвижимости Украины и коронавирус: кто кого

Виктория Берещак
обозреватель рынка недвижимости

Эпидемия коронавируса уже изменила привычные устои, закрыв почти весь цивилизованный мир на карантин. Люди, а вместе с ними корпоративный сектор, рынки и мировая экономика учатся жить в новой реальности.


Уже пострадали ритейл, офисы, торговые центры и отели. Скорее всего, первые банкротства мы будем наблюдать в ближайшие 2-3 месяца. Многие не ожидали подобной подножки для своего бизнеса и были просто не подготовлены к тому, чтобы выстоять.

Уже сейчас компании сокращают расходы на персонал, урезают зарплаты, перепрофилируют сотрудников, договариваются с собственниками об отсрочке оплаты или снижении стоимости арендных контрактов.

По самым оптимистичным прогнозам, нормальный темп рынка будет восстановлен к четвертому кварталу.

Вот что, вполне вероятно, ждет рынок недвижимости в период восстановления:

  1. Выросший спрос на строительство логистических объектов подтолкнет девелоперов переориентироваться и обратить внимание на эту нишу. Строить будут не только built-to-suit, как в последние несколько лет, но и спекулятивные складские комплексы.
  2. Потребуется новый подход к управлению объектами, в частности торговыми и офисными центрами, гибкими пространствами и отелями, новый менеджмент взаимоотношений с арендаторами.
  3. Покупка подешевевших объектов в сегменте отелей (больше касается международных рынков), в других сегментах — в зависимости от глубины падения рынка. Это будет очень индивидуально в каждой стране.
  4. Развитие корпоративной конференц-связи в офисах, политика «чистых столов», продуманный клининг. Коворкингам, вполне вероятно, придется предлагать дисконты.
  5. В жилье придется возвращать массовыми дисконтами, выгодными условиями покупки и специальными предложениями. Прав тот девелопер, который сейчас фиксирует курс ниже обменного. Он несколько проигрывает по деньгам, но сохраняет платежеспособный спрос к себе. Это крайне важно.

Очень хочется надеяться, что временные трудности, которые застали человечество врасплох, пойдут на пользу рынку. Во-первых, философия социальной ответственности и клиентоориентированность девелопмента станут нормой, а не исключением.

Во-вторых, полностью изменится финансовая модель девелопмента, а люди наконец поймут, что дешевый сыр — это утопия. За комфортную среду нужно платить.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора