Украинские дети, особенно те, которые находятся на территории страны за последние пять месяцев во время активных военных действий, уже стали детьми войны.
В стране уже, вероятно, нет детей, с которыми не говорили о войне. Как говорить о войне с детьми, для которых это личная трагедия: что do и don`t для всех – это должны знать широкие общественные круги – сверстники, их родители, учителя и воспитатели.
Даже если у ребенка нет желания возвращаться к этой теме – он все равно каждый день слышит о нем в разговорах взрослых, сверстников, из новостей, из громкоговорителя, извещающего о сирене и необходимости идти в укрытие.
И если говорят о событиях, которые происходят «где-то и с кем-то», ребенку легче удается переключиться на игры, книгу, телефон, друзей или другие активности.
Гораздо сложнее, когда ребенок сам оказывается в центре обсуждения. И в силу возраста или обстоятельств нет возможности остановить расспросы или же выйти из ситуации. Так складывается, что чем сложнее и травматичнее опыт, тем больше любопытства он вызывает в окружение.
Говорить с ребенком о войне: что не рекомендовано
Чрезмерные расспросы ребенка могут привести к повторной травматизации или ухудшению его эмоционального состояния.
Как не рекомендуется говорить с детьми:
- Поднимать тему потери, расспрашивать при каких обстоятельствах погибли папа/мама или другой близкий человек. Высказывать свое мнение об умершем человеке и обстоятельствах его смерти. Обсуждать это с другими людьми в присутствии ребенка. Расспрашивать как ей теперь и скучает ли она.
- Успокаивать ребенка фразами типа «Ну ничего, все будет хорошо» «Не плачь, ты это переживешь», «Хорошо, что хоть тебе выжить удалось».
- Пробовать выяснить что-то из ее прошлого (семейные традиции, любимые места и с кем она их любила посещать, игрушки, которые имела, судьбу домашних любимцев).
- Интересоваться у ребенка о судьбе родных или друзей, оставшихся в зоне ведения боевых действий или на оккупированных территориях.
- Расспрашивать об обстрелах, военных действиях, которые могла видеть, разрушения домов, смерти или ранения других людей. Как она себя тогда чувствовала.
- В присутствии ребенка обсуждать события, которые могут быть связаны с его травматическим опытом.
- Настаивать делать то, что ребенок еще не готов, отказывается или боится.
- Нарушать личностные кодоны ребенка. В случае желания взять ее за руку или обнять, спросить, прежде чем это сделать.
- Рассказывать о ребенке какую-либо информацию без его согласия (например «Знакомьтесь, это ( имя ) Она ВПЛ, его дом разбомбили и отец погиб под обломками. Теперь он будет жить здесь и дружить с нами»).
Тогда о чем говорить?
О «здесь и теперь», а еще немного о мечтах и желаниях. Попытаться создать атмосферу доверия, принятия и эмоциональной защищенности и дать возможность ребенку самому выбрать когда, кому и что самое о себе рассказывать.
Как работать с детьми, пострадавшими от войны
Ребенку во время переживания горя, травмы или стресса очень важно рядом иметь взрослых людей, которые могут поддержать, понять, объяснить, помочь вернуть ощущение безопасности и радости от жизни.
Но ситуация сейчас такова, что и мы взрослые, из-за войны потеряли чувство безопасности, испытываем разнообразные эмоции, горюем из-за потерь, нет сил и ресурса. Нельзя делиться тем, чего у тебя нет, или учить тому, что сам не умеешь.
Многие из нас неоднократно слышали фразу в инструктаже перед взлетом самолета: «В случае возникновения аварийной ситуации сначала наденьте маску на себя, а затем на ребенка».
Поскольку наша страна сейчас как раз и находится в «аварийной ситуации», каждому человеку и обществу в целом, чтобы качественно помочь детям, желательно сначала помочь себе.
Детская психика, в большинстве случаев, способна самостоятельно справиться с потерей и горением. Здесь важно понимать как помогать и как не мешать этому процессу.
Одним из первоочередных и действенных шагов является психоэдукация (психообразование) общества о нормальных реакциях на ненормальные события, с которыми мы сталкиваемся.
Понимание того, что происходит со мной или ребенком, какие могут быть реакции, сколько они продлятся, которые придут им на смену – уже возвращает нам чувство безопасности и большего контроля над ситуацией, снижает тревогу, уменьшает количество ошибочных выводов.
Психоэдукция является ежедневной врачебной практикой. Например, врач консультирует травмированную маму ребенка. Он объясняет, что в гипсе ходить нужно три недели, тогда нога может чесаться, болеть или еще что-то. Затем будет период реабилитации, где нужно совершать те или иные действия и оценивать состояние – стоит ли обратиться к врачу в случае возникновения определенных симптомов или такие симптомы являются нормой и сами пройдут.
При таком подходе мы имеем маму, которая меньше паникует, понимает что происходит с ребенком и его травмой, и что очень важно – может успокоить, объяснить, поддержать и помочь пройти путь к полному выздоровлению.
Поэтому желательно, чтобы люди, окружающие ребенка, имели базовые знания об особенностях переживания потери детьми, этапах горения, возможных реакциях (в зависимости от возраста), как они проявляются на уровне эмоций, поведения, телесных отреагирований.
Взрослые должны ориентироваться, когда требуется дополнительная поддержка и действия, а когда наоборот – время и пространство для исцеления.
В Украине на протяжении последних месяцев специалистами психологами активно проводятся различные психоэдукационные семинары, лекции и обучение. Одни рассчитаны для всех желающих, другие – более профильные (например, обучение для учителей, воспитателей, тренеров кружков, волонтеров, социальных работников, психологов).
Эти меры дают понимание, какие проявления поведения детей в период острой травмы и в посттравматический период, каким образом их мониторить и правильно реагировать, и в каких случаях следует обратиться к профильному специалисту.
Поскольку общество еще долго будет ощущать последствия войны, то важно, чтобы как можно большая аудитория, работающая или общающаяся с детьми, была ознакомлена с этими подходами и помогла им пережить этот трудный период.