Facebook Pixel

«Бучанская резня» как социальный шок. Как пережить ярость и ненависть – советы психолога

Зверства российских оккупантов в Буче и других городах Киевской области всколыхнули все украинское общество.

Первая реакция на фотодоказательства массовых расстрелов и пыток мирных людей – гнев, ярость, ненависть.

Как отметила в интервью The Page психолог Леся Ковальчук, для социума это большой стресс, который нужно пережить, ведь война с оккупантом все еще продолжается, и неизвестно, сколько еще у нас таких травматических триггеров.

По мнению психолога, выплеснуть горе и ненависть к убийцам и палачам украинцев – это правильная реакция.

Quote«Во-первых, следует дать себе право быть человеком. Не требовать от себя, как от Бога, всех любить, прощать и всем даровать благословение. Случившееся совершенно естественно вызывает чувство злобы, ярости, отвращения, ненависти. Нам всем нужно дать право отреагировать на эти ужасные преступления. Мы просто люди. Не святые, не ангелы. Мы не можем судить их, но и не можем отпускать им грехи», — отметила психолог.

По ее словам, отреагировать помогают социальные сети, где очень многие написали посты, выплеснув свои эмоции.

Quote«Это и есть реакция. Когда ты об этом говоришь, пишешь, передаешь свои переживания, тогда и отделяешься от этого. Нам повезло, что есть соцсети, где можно написать «я ненавижу их» или «пусть они горят в аду». Эта реакция абсолютно естественна. Потому что мы люди. И когда становимся свидетелями бесчеловечного поведения, то не можем смотреть на это, как святые», – объяснила Леся Ковальчук.

Следующим шагом в реакции должно быть действие, чтобы не застрять в психотравме.

Quote«Нашу боль нужно выплеснуть наружу, отреагировать, погоревать и почтить память погибших. Стоит вспомнить наши традиционные ритуалы: зажгите свечу, помолитесь, помяните погибших от рук палачей людей. Наша психика любит действия. Если вы что-то сделали, это значит, что вы на что-то повлияли, вы чем-то управляете. Мы ведь пережили событие, с которым нужно справиться. Завтра мы продолжим жить и воевать, ведь мы еще не одержали победу», – считает она.

Каждое такое событие, как мученические смерти в Буче, все наше общество сегодня режет по живому, но в будущем повлияет на формирование нашей новой идентичности, убеждена эксперт.

Quote«Мы склоняем голову, и в своем сердце должны иметь место для всех погибших людей. Должны их помнить, чтить. Будем учиться на этом уроке тому, как украинцы должны относиться друг к другу, к своей земле, помня о том, сколько людей погибло ради нашего будущего», — отметила Леся Ковальчук.

Стрессы войны. Как пережить травматическое событие

Травма войны сегодня коснулась всех украинцев. Даже тех, кто в первые дни выехал из городов, затронутых военными действиями, живущих в отдаленных регионах или тех, кто успел уехать за границу, считает психолог.

Сирены, которые мы слышим, обстрелы, все, что видим в новостях, особенно такая информация, как насилие в Буче, Ворзеле, Ирпене, Мариуполе, Харькове и других городах, переживания за родных и близких – всех нас затрагивает эта ситуация. То есть все граждане Украины так или иначе травмированы этим событием.

Quote«Это называется не ПТСР, как все говорят. Посттравматическая стрессовая реакция (ПТСР) возникает в результате переживания травматического события, но она не является обязательным его следствием. Все мы переживаем травматическое событие – то, что мы видим войну, то, что мы наблюдаем, то, что мы живем в бомбоубежищах. Но травматическое событие оказывает на каждого из нас разное влияние, и это не обязательно ПТСР», — подчеркнула Ковальчук.

Впрочем, если человек оказался в безопасном месте, если об этом поговорил, если его выслушали, позаботились о нем, если ему через некоторое время удается адаптироваться на новом месте, тогда рана, которую человек получил после пережитого стресса, начинает заживать.

Quote«У нас есть примерно месяц после перенесенного тяжелого стресса до ПТСР. И этот месяц следует использовать для заживления этой раны. Конечно, у всех нас разные реакции и разная травматизация. Кого-то сильно «накрыло» после обстрелов, а есть дети, ставшие свидетелями преступлений: изнасилования, убийства родителей. Есть дети, которые бежали их «горячих точек» в обстреливаемых машинах. Это совершенно разные по интенсивности события. Но это не значит, что человек, переживший событие большей интенсивности, должен потом получить посттравматическую стрессовую реакцию. Ведь ПТСР влияет на психику и всю дальнейшую жизнь. Это как воспоминания, которые все время с нами. Когда человек погружается в альтернативную реальность — в страшные картинки, которые он видел своими глазами. Иногда из-за ПТСР невозможно вернуться к нормальной жизни», — отметила психолог.

Важно за этот месяц выздоровления быть в безопасности и получить помощь и заботу. Для того чтобы рана зажила, психолог советует соблюдать простые правила:

  • продолжайте помогать друг другу;
  • продолжайте принимать помощь, просить ее, если нуждаетесь в ней;
  • отдавайте себе отчет в том, что вы уже в безопасности и угрозы уже нет. Об этом нужно себе напоминать, проговаривать;
  • поговорите с кем-то о случившемся, расскажите свою историю. Найдите мудрого слушателя, который вас выслушает, примет вашу историю и не обесценит ваши чувства;
  • окружите себя людьми, которые воспринимают все так же, как и вы, с которыми можно поговорить об этом;
  • если вы кому-то помогаете, это нужно делать тогда, когда есть ресурс, то есть когда есть осознание того, что с вами все в порядке.

Приблизительно через месяц стресс может быть пережит, появятся силы, энергия, новые идеи. Эти силы понадобятся для того, чтобы восстанавливать страну. Чтобы появлялись новые бизнесы, сервисы, новые товары и услуги, чтобы экономика восстанавливалась.

Quote«Из опыта и большого количества исследований известно о посттравматическом росте – его будут переживать 70 — 80% украинцев после восстановления. Это когда человек или ребенок, переживший травматическое событие, начинает очень быстро развиваться. Иногда мы наблюдаем, как дети, которые ночевали в подвалах, видели ужасы, пережили что-то страшное, очень быстро взрослеют и стремительно развиваются. То же будет и с нами после победы», — убеждает психолог.

О том, что делать, когда «накрывает» война, как «разморозить» свои чувства и как разговаривать с детьми о войне и потерях, читайте в интервью с Лесей Ковальчук на The Page.

Поблагодарить 🎉