Дети и война. Как объяснить творящемуся вокруг ребенка. Фото: ЮНИСЕФ в Украине
За месяц развязанной россией войны в Украине были вынуждены покинуть свои дома 4,3 млн детей – это более половины из 7,5 млн детского населения страны.
Как сообщили в ЮНИСЕФ, еще сотни тысяч детей остаются в зоне боевых действий.
С детьми, которые вместе со взрослыми переживают бомбардировки, ужасы войны, или даже просто видят войну в новостях — надо разговаривать о происходящем вокруг. Детям нужно сказать правду о войне, отметила в интервью психолог Леся Ковальчук.
Во-первых, по ее словам, самое важное, когда наступает опасность, детям нужно помочь сориентироваться в ситуации. Не следует недооценивать их возможности. Они даже более адаптивны, чем взрослые. Но с ними нужно говорить на языке, который соответствует их категории.
«Если ребенку 2-3 года, ему не нужно объяснять, что такое российская пропаганда. Таким малышам нужно постоянно напоминать, что мама рядом. Разговаривать с ребенком нужно спокойно, но давать четкие инструкции: сейчас мы должны пойти в укрытие, сейчас нужно переодеться, будем есть или ехать на поезде. Все время нужно давать информацию о том, что прямо сейчас происходит», — подчеркнула эксперт.
Если это более взрослый ребенок, который больше понимает, обязательно нужно отвечать на все вопросы, которые он задает: таким образом ребенок переваривает происходящее.
В-третьих, детям нужно говорить правду о войне, даже о потерях.
«Ребенку обязательно нужно говорить о том, что на нас напал враг. Но мы обороняемся, делаем все, чтобы защититься и чтобы на нашу землю пришел мир. Есть ВСУ, терробороны, правоохранители, спецподразделения. Надо дать ребенку понять, что мы не в хаосе, ситуацию контролируют взрослые. Есть ответственные люди, которые делают все возможное, чтобы мы вернулись домой», — считает Ковальчук.
В ситуации, если отец ушел в армию или терроборону, а мама вынуждена уехать с ребенком даже за границу, это тоже нужно объяснить,
«Ребенок должен знать, что отец не бросил семью, а задействован в благородном деле: он защищает не только свою семью, но и страну. Таким образом, чтобы ребенок уважал поступок отца и понимал, что происходит что-то значимое. Надо эту информацию подавать с уважением, чтобы ребенок понимал: есть взрослые люди, контролирующие войну и борющиеся за мир», — отметила психолог.
По словам эксперта, дети гораздо быстрее уходят после травматического события, когда им трудно говорить о таких обстоятельствах, могут эту историю проиграть с какими-нибудь игрушками.
«У них лучше получается отрефлексировать травму, чем у взрослых. Как только они что-то тяжелое пережили, сразу проигрывают эту историю с куклами, лепят историю из пластилина, рисуют свою эмоцию. Что у них в руках – тем и лечатся. У детей более здоровая психика: они автоматически начинают проигрывать эту ситуацию — и таким образом от нее дистанцируются», — пояснила Леся Ковальчук.
Чего нельзя говорить и делать с детьми во время стресса
Ни в коем случае нельзя игнорировать состояние ребенка, кричать на него, либо отстраняться словами типа «мне и так тяжело, а тут еще ты со своими вопросами, отстань от меня».
В таком случае ребенок еще больше пугается, фрустрируется и может иметь тяжелые последствия. Поэтому нужно находить время поговорить. Нас лечит тот, кто рядом и может нас выслушать, объяснила Леся Ковальчук.
"Если ребенок может рассказать о своих ощущениях: о том, что ему страшно, чего ему хочется, – это очень хорошо. При этом нужно быть готовым, что в стрессе он может задавать один и тот же вопрос даже по 25 раз. Значит, нужно 25 раз ответить. В стрессовых условиях у ребенка «короткая память": он переспрашивает, потому что боится. В таких ситуациях наша задача – смотреть малышам в глаза, напоминать, что вы рядом, держать за руку и говорить заранее, что будете делать", – объяснила психолог.
В стрессовых ситуациях также не стоит перекладывать на плечи ребенка ответственность, например, спрашивать, хотел бы он сейчас поехать в Польшу.
"Мама отвечает за его жизнь и здоровье, поэтому самостоятельно принимает решения. Говорит ребенку, что делать, а не спрашивает, что делать. Здесь нужны краткие и четкие инструкции о том, как будете действовать в ближайшее время. Например, сейчас приедет машина и мы поедем», «теперь должны пойти в туалет», или «сейчас мы должны поесть, потому что есть такая возможность».