Украинский Кабмин ввел ответные санкции в отношении российских нефтепродуктов. Давайте разбираться, насколько болезненный удар нанесен и по кому.
Дизельное топливо. Введена пошлина 2% (около 350 грн или 30 коп/л). Объем поставок ограничен 2,5 млн тонн, все свыше будет облагаться 25%-ной пошлиной. Данная квота, по сути, отвечает нынешнему годовому импорту ДТ из России. В 2018 году Украина импортировала 2,7 млн тонн дизтоплива из РФ.
Россия осталась при своих, разве что лишилась перспективы наращивать поставки. При таком раскладе дополнительно заработают белорусы и импортеры по морю, которые будут обеспечивать растущий рынок ДТ. Корпоративный сектор и промышленность, как основные потребители дизтоплива вместе с налогоплательщиками будут платить больше.
Бензин. Отнесен правительством к разряду «чувствительного» импорта, хотя поставок бензина из России нет. Пошлина 0%. Россия снова не пострадала.
Сжиженный газ. Как и бензин отнесен к «чувствительному» импорту, пошлина 0, квот нет. Снова Россия при своих. Ее доля действительно велика, как и по дизтопливу – 40%. Но как раз здесь пошлина была бы более уместна, и не 2%, а лучше 20%. Это бы дало 1,3 грн на пистолете, но при этом сохранило бы привлекательность сжиженного газа для водителей. Стоимость бы была около 15 грн/л или 50% от цены бензина или «нормативное» значение. Но главное, это бы сделало привлекательным импорт с альтернативных направлений, в частности с моря. Также это бы дало хороший заработок внутренним производителям.
Выводы. Счет Москва-Киев 1:1. «Пустые» апрельские санкции получили адекватный ответ от украинского Кабмина. Для рынка они не будут иметь никакого значения, как и для российских поставщиков. Между тем перед государством стояла задача усилить альтернативные каналы поставок нефтепродуктов и придать стимул внутренней нефтепереработке.
На мой взгляд, единственное, что примечательно в этой истории, так это сам по себе факт введения пошлин и квот на импорт светлых нефтепродуктов. Не припомню я подобных прецедентов.