30 сентября 2020 Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), приняла решение об отсрочке фактического взимания платы за нейтральность балансировки на рынке газа Украины.
Кроме того, был утвержден ряд других изменений в Кодекс газотранспортной системы Украины и Кодекса газохранилищ Украины (далее — постановление 1779).
Кодекс ГТС предусматривает принцип нейтральности балансировки, согласно которому оператор ГТС не должен получать финансовую выгоду или испытывать финансовые потери вследствие балансировки.
С целью реализации этого принципа кодекс предусматривает уплату оператором заказчикам услуг по транспортировке платы за нейтральность балансировки или ее взыскания с заказчиков.
Будут ли средства выплачиваться заказчикам или будут взысканы с них, зависит от размера доходов и расходов оператора, связанных с балансировкой.
Если расходы превышают доходы — плата за нейтральность балансировки взимается с заказчиков услуг, в противном случае такая плата будет оплачена заказчикам.
Плата за нейтральность балансировки зависит от объемов транспортировки газа, однако не рассчитывается для объемов транспортируемого газа в таможенном режиме транзита и таможенном режиме таможенного склада.
Кодексом ГТС предусмотрено поэтапное введение платы за нейтральность балансировки с установкой трех этапов:
- I этап (2019-2020, 2020-2021 газовые года, начиная с 1 марта 2020 года):
На этом этапе оператор ГТС осуществляет ежемесячный расчет платы за нейтральность балансировки с информативной целью без ее взыскания и выплаты;
- II этап (2021-2022 газовый год, начиная с 1 октября 2021):
Оператор ГТС осуществляет ежемесячный расчет платы за нейтральность балансировки, которая взимается/выплачивается за все месяцы газового года раз в год;
- III этап (2022-2023 и последующие газовые года, начиная с 1 октября 2022):
Расчет оператором ГТС и взыскание/выплата платы за нейтральность балансировки осуществляется на ежемесячной основе.
До внесения изменений постановлением 1779 II-й этап внедрения платы за нейтральность должен был начаться с 1 октября 2020 года. После соответствующих изменений в Кодекс ГТС I-й этап продлен на один год.
Основанием для такого продления стали недостатки в совершенных оператором ГТС расчетах ставки платы за нейтральность, обнаруженные НКРЭКУ на первом этапе внедрения этой платы.
НКРЭКУ указывает на наличие риска, что расходы, связанные с совершением балансирующих действий, могут покрываться платой за небаланс лишь частично.
А через плату за нейтральность они будут переводиться на заказчиков услуг транспортировки, которые вовремя балансируют свои портфолио, поэтому методика расчета ставки нуждается в доработке.
Согласно расчетам Оператора ГТС, начиная с марта по август 2020 года, отрицательное значение ставки платы за нейтральность балансировки, которон подлежит оплате со стороны оператора, зафиксировано лишь в августе.
И, если сравнивать отрицательную ставку платы за август 2020 года с положительной ставкой платы за нейтральность (когда плата взимается с заказчиков) других месяцев, то в августе ставка платы за нейтральность балансировки является самой маленькой из всех, зафиксированных в период с марта 2020 года.
Участники рынка газа в обращении к НКРЭКУ также отметили необоснованно высокие платежи за нейтральность балансировки, начисленные оператором, тенденцию к ежемесячному росту и непонятную методику расчета.
Кроме того, отмечено, что за март-июнь ставка платы увеличилась почти в четыре раза и фактически сравнялась с размером тарифа на услуги транспортировки.
Чтобы устранить недостатки механизма формирования ставки платы за нейтральность балансировки, НКРЭКУ постановлением №1779 с 1 января 2021 запретила оператору ГТС использовать собственный газ из газохранилища для балансировки системы.
Такая практика не соответствует другим положениям Кодекса ГТС и Регламента Комиссии (ЕС) № 312/2014 от 26 марта 2014 года, которым вводится сетевой кодекс балансировки газа в транспортных сетях.
Мощности газохранилищ могут использоваться оператором ГТС для покрытия производственно-технологических потерь и расхода природного газа в газотранспортной системе.
Кроме того, постановление №1779 предусматривает проведение анализа эффективности затрат и доходов оператора и принятия решения о неэффективности понесенных расходов/доходов. В таком случае оператор обязан осуществить корректировку ставок.
Своевременные действия НКРЭКУ, направленные на установление прозрачности расчета платежей на рынке газа, и их соответствия европейским практикам и требованиям, дают положительный сигнал внутренним участникам энергорынка и потенциальным инвесторам.
Рынок газа в Украине демонстрирует стремительное развитие и имеет высокий потенциал, и зависит, в первую очередь, от взвешенной, последовательной и эффективной регуляторной политики.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора