Плановые налоговые проверки в 2020 году: Full Stop?

Татьяна Бережная
советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»
Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

В 2020 году не все пошло по плану, в том числе и не по плану-графику налоговых проверок.

В связи с началом карантина парламент установил мораторий на проведение документальных и фактических налоговых проверок (кроме внеплановых и еще с некоторыми исключениями, о которых мы здесь писали) с 18 марта и до последнего дня месяца, в котором завершается карантин.

План налоговых проверок на 2020 год, опубликованный на сайте Государственной налоговой службы (ГНС) в конце 2019 года, в последний раз претерпел изменения в июне 2020 года. На дату этой статьи по решению правительства карантин продлен до конца года. Будут восстановлены плановые налоговые проверки в условиях карантина?

Telegram Logo

С сентября 2020 года на рассмотрении парламента находятся два законопроекта — №4101 и №4054, которые предлагают отменить мораторий на проведение плановых налоговых проверок.


Законопроект № 4101 — инициатива правительства

Законопроект № 4101 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений является комплексной законодательной инициативой правительства.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Отмена моратория на проведение плановых налоговых проверок является только одним из предлагаемых изменений законопроекта №4101, направленных на увеличение бюджетных поступлений, наряду с упрощением процедуры взыскания налогового долга, доступа налоговых органов к банковской тайне, о чем мы писали здесь, и тому подобное.

Обосновывая необходимость восстановления налоговых проверок, авторы законопроекта №4101 отмечают следующее:

  • на 2020 год было запланировано проведение 3761 проверки, из которых пока завершена лишь 401 проверка, по результатам которых доначислено 1,4 млрд грн. В то же время за январь-август 2019 подразделения налогового аудита провели 3236 документальных плановых проверок, по результатам которых доначислено 11,2 млрд грн.
  • за апрель-май 2020 определено 2,5 тыс. рисковых субъектов хозяйствования, которые воспользовались сомнительным налоговым кредитом по НДС на сумму 2,2 млрд грн и не могут быть проверены из-за карантинных ограничений.

Законопроект № 4101 предлагает восстановить проверки следующим образом:

  • действие моратория на проведение документальных и фактических проверок ограничивается датой вступления в силу данного закона, а не окончанием карантина;
  • проверки, которые должны состояться в период действия моратория, исключаются из графика и не будут проводиться в 2020 году;
  • обновленный план-график проверок на 2020 год публикуется на сайте ГФС в течение 10 рабочих дней после завершения действия моратория;
  • проверки, которые были начаты до моратория и не были завершены, восстанавливаются после окончания моратория, то есть после вступления в силу закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», являются комплексной законодательной инициативой правительства.

Законопроект № 4145 — инициатива члена депутатской фракции «Слуга народа»

Проект закона №4145 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины для уточнения отдельных условий моратория на проведение налоговых проверок содержит единственное предложение — в условиях действия моратория восстановить документальные и фактические проверки крупных налогоплательщиков.

Автор законопроекта обосновывает необходимость изменений в условиях действия моратория так:

Quote«Деятельность налоговых органов становится менее эффективной, а недобросовестные налогоплательщики получают возможность уклоняться от уплаты налогов без риска получить доначисления налогов в результате проведения налоговой проверки. В связи с этим... целесообразным является предоставление налоговым органам права осуществлять документальные и фактические проверки исключительно крупных налогоплательщиков».

Из пояснительной записки можно сделать вывод, что автор законопроекта № 4145 считает недобросовестными налогоплательщиками исключительно крупных налогоплательщиков, что является достаточно спорным тезисом.

Кроме того, отмена моратория на проведение документальных и фактических проверок единой категории — крупных налогоплательщиков — противоречит принципу равенства всех плательщиков перед законом, который предусматривает недопущение любых проявлений налоговой дискриминации и обеспечения одинакового подхода ко всем налогоплательщикам.


Несмотря на мораторий на проведение плановых документальных и фактических проверок в период карантина, согласно информации, опубликованной на сайте Минфина, в сентябре 2020 ГНС перевыполнила план взимания поступлений в бюджет:

Quote«Платежами, взимание которых контролирует ГНС, поступления составили 56,3 млрд грн, утвержденный показатель выполнен на 133,2%, или + 14 млрд грн».

В августе была похожая тенденция — поступления составили 56,3 млрд грн, утвержденный показатель выполнен на 133,2%, или + 14 млрд грн.

Учитывая вышесказанное, трудно спрогнозировать перспективу отмены моратория на налоговые проверки до окончания карантина.

Даже если такая инициатива будет реализована, нужно обратить внимание на то, чтобы новый график проверок не привел к чрезмерной загруженности отделов налогового аудита — это может негативно повлиять на качество проведения проверок и обоснованность актов проверок, вызвав давление на налогоплательщиков.

В свою очередь, налогоплательщики должны внимательно следить за законностью процедуры по изменению даты начала плановой проверки, правильностью включения их в новый план-график и быть готовыми обжаловать такие возможные нарушения налоговых органов в суде.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости