Уровень теневой экономики в Украине превышает 30% ВВП страны. И это – по официальным данным. Предоставление мелких бытовых услуг или продажа товаров собственного производства вообще находятся вне статистического и налогового учета.
В то же время любая деятельность, которая приносит доход, – будь то продажа мыла ручной работы, или услуги маникюра и педикюра, или разработка и реализация программного обеспечения – должна облагаться налогом.
Завышенный, по мнению населения, размер налогов, отсутствие культуры уплаты налогов и действенного механизма контроля, сложность налоговой отчетности – это лишь некоторые из причин теневых бытовых услуг.
- Читайте также: «Если бы считали, а потом принимали законы, мы бы жили в лучшей стране». Интервью с министром экономики Тимофеем Миловановим
Шаг на определенную детенизацию мелкого бизнеса предложен в проекте Закона №2615 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно установления специального налогового режима».
Законопроект предлагает введение новой категории «стартап». Под стартапом в проекте понимают вновь созданный субъект хозяйствования (юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель), который еще не определился с формой налогообложения.
Проще говоря, если у вас есть любая бизнес-идея и вы в ней хотите попробовать себя, то вы регистрируетесь как субъект хозяйствования, и вы уже являетесь стартапом.
Понимая, что начало бизнеса – самый сложный этап, на котором не всегда понятно не только реальный объем будущего дохода, но и удастся ли реализовать идею вообще, в законопроекте предусмотрены определенные налоговые льготы для стартапов.
- Читайте также: Реформы Владимира Зеленского будут более смелыми и непопулярными. Интервью с экономическим стратегом президента
Для стартапов предлагается ввести новую, пятую группу плательщиков единого налога. Для этой группы плательщиков в течение первых девяти месяцев деятельности устанавливается нулевая процентная ставка единого налога и освобождение от уплаты единого взноса. Кроме того, на протяжении указанного льготного периода отсутствует обязанность по предоставлению налоговой отчетности.
На пятой группе стартап может находиться и пользоваться льготами, если он отвечает двум требованиям:
- (1) использует исключительно регистраторы расчетных операций и/или программные регистраторы расчетных операций;
- (2) объем дохода в течение первых девяти месяцев деятельности не превышает 300 тыс. грн.
Льготы заканчиваются через девять месяцев или же в случае, если доход стартапа превысил сумму 300 тыс. грн. В таком случае налогоплательщик должен определиться с формой налогообложения и перейти на нее.
Чего не хватает законопроекту – так это упрощенного порядка ликвидации стартапа, который не удался.
Если же стартап не избрал новую систему налогообложения, то он переводится на общую систему налогообложения: уплата налога с доходов физических лиц – для ФЛП, уплата налога на прибыль – для юридических лиц.
Возможность льгот для стартапа можно использовать только однократно.
Собственно, идея законопроекта, безусловно, положительная. Чего не хватает законопроекту – так это упрощенного порядка ликвидации стартапа, который не удался. Будет ли стимулировать такое предложение выводить мелкий бытовой бизнес из тени – вопрос сложнее.
Вряд ли этого достаточно. Простые и понятные алгоритмы налогообложения и ведения отчетности, приемлемые ставки налогов исключительно вместе с действенными механизмами контроля и ответственности будут стимулировать выводить малый бизнес из тени.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора