Налоговый кодекс Украины определяет основные принципы налогового законодательства, среди которых нужно особо выделить два принципа.
Принцип недискриминации предполагает обеспечение единого подхода ко всем налогоплательщикам. А суть принципа нейтральности заключается в том, чтобы налоги никак не влияли на конкурентоспособность налогоплательщика.
Эти принципы закреплены в Налоговом кодексе специально для того, чтобы обеспечить единый подход к установлению и отмене налогов в Украине. На них должен опираться законодатель при формировании налоговой политики, и (в идеальном мире) эти принципы не должны нарушаться.
Хотя взять тот же принцип стабильности налогового законодательства, который устанавливает, что изменения к элементам налога не должны вноситься позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года. Как часто этот принцип соблюдается (или не соблюдается)?
Изменения в Налоговый кодекс «под елочку» – стандартная практика законодателя.
За девять лет с момента вступления в силу Налогового кодекса вряд ли было хотя бы два последовательных года, чтобы это правило не нарушалось. Изменения в Налоговый кодекс «под елочку» – стандартная практика законодателя.
К чему я веду? В Украине с 90-х годов действует так называемый налог на рекламу (сейчас это пункт 141.4.6 кодекса). Это специальный отдельный вид налога, который уплачивается компанией-резидентом Украины за свой счет в случае выплат нерезидентам за производство и распространение рекламы. Ставка налога составляет 20%.
- Читайте также: «Система обладает такими данными, которые создают портрет человека». Интервью с СМО рекламной компании MGID
Этот налог не относится к налогам на репатриацию, на него не распространяются положения соглашений об избежании двойного налогообложения и он не может быть зачтен нерезидентом против корпоративного налога у себя в стране.
Причина проста: законодатель поступил очень хитро, возложив налоговое обязательство по этому налогу на компанию-резидента Украины. То есть именно украинская компания, которая выступает заказчиком рекламы у нерезидента, уплачивает этот налог за свой счет.
Получается, что стоимость услуг нерезидента автоматически возрастает на 20%. При этом заказ аналогичной рекламы у компании-резидента Украины не облагается таким налогом и поэтому является более выгодным для компании-заказчика. По своей сути этот налог – это штраф украинской компании за заказ рекламных услуг у иностранной компании.
Казалось бы, что это защита национального производителя рекламы. Но первый вопрос, возникающий в отношении этого налога, — почему именно реклама? Почему аналогичным образом не защищают бизнес в сфере консалтинга, украинских юристов или айтишников?
Ведь можно было бы обложить любые услуги иностранных компаний дополнительными налогами за счет украинских заказчиков, и украинские исполнители стали бы еще более конкурентоспособными. Чтобы разобраться в возможных причинах введения этого налога, нужно рассмотреть его в исторической перспективе.
Налог на рекламу присутствовал еще в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий», принятом в далеком 1994 году. Сначала этот налог предусматривал ставку в 30% и уплачивался за счет нерезидента-исполнителя. В 2002 году ставку налога снизили с 30% до 20%, но обязанность по уплате налога переложили на резидента-заказчика за его счет.
Но (самое важное!), в соответствии с действовавшим тогда законом, этот налог уплачивался только со стоимости услуг, предоставленных на территории Украины, что вполне логично, учитывая суть взимания налогов с доходов с источником из Украины.
Со вступлением в силу Налогового кодекса налог начал взиматься со всех платежей в пользу нерезидентов-исполнителей.
При подготовке Налогового кодекса в 2010 году часть нормы о территориальной привязке налога на рекламу была упущена. Соответственно, с момента вступления в силу Налогового кодекса налог на рекламу начал взиматься со всех платежей в пользу нерезидентов-исполнителей, независимо от того, где территориально оказывались услуги.
Ряд народных депутатов во время рассмотрения проекта Налогового кодекса пытались исключить эту норму, но им отказал комитет с формулировкой, что «норма внедрена с целью привлечения к предоставлению рекламных услуг национальных производителей».
Но вряд ли можно было по-настоящему говорить о защите национальных производителей, когда территориальная привязка была исключена из нормы. Скорее, это стало походить на штрафную санкцию, наказывающую за заказ рекламных услуг у нерезидентов.
Больше всего расстраивает то, что де-факто эта норма ослабила конкурентоспособность наших экспортеров. Ведь украинские компании, планирующие экспорт своих товаров или услу (либо уже экспортирующие их), наверняка заказывают рекламу у местных иностранных компаний. Ведь реклама – это важная составляющая продажи. Получается, что украинский экспортер заказывает рекламу на 20% дороже, чем его визави из соответствующей страны.
Возвращаясь к вопросу в начале этой публикации: почему только реклама, а не другие виды услуг?
Возвращаясь к вопросу в начале этой публикации: почему только реклама, а не другие виды услуг? Судя по всему, так сложилось исторически. В 90-х годах норму приняли, периодически ее видоизменяли, но никто не взял на себя ответственность ее отменить.
А ведь отмена этой нормы – это не только «хотелки» экспортеров, но и требование Европейского Союза. По Соглашению об ассоциации Украина обязалась имплементировать законодательство о государственной помощи. Во исполнение взятых на себя обязательств Украина приняла Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».
Согласно этому закону, государственная помощь – это поддержка компаний в любой форме, которая искажает или грозит искажением конкуренции, создавая преимущества для отдельных товаров или видов деятельности. Среди видов государственной помощи закон прямо выделяет предоставление налоговых льгот.
Налог на рекламу – это явная налоговая льгота. Она направлена на предоставление преимущества резидентам-исполнителям перед нерезидентами за счет удорожания услуг последних на 20%. Таким образом, этот налог делает нерезидентов менее конкурентоспособными.
И если защиту услуг украинских компаний на территории Украины можно объяснить (хотя это и противоречит законодательству о государственной помощи), то логику дестимулирования заказа услуг иностранных компаний вне территории Украины понять сложно.
Именно АМКУ должен выступить инициатором исключения этой нормы во исполнение закона о государственной помощи.
Поэтому данная налоговая льгота должна быть как можно скорее исключена из Налогового кодекса. Кстати, уполномоченным органом по контролю над соблюдением закона является Антимонопольный комитет Украины. И именно АМКУ должен выступить инициатором исключения этой нормы во исполнение закона о государственной помощи.
Надеюсь, законодатель прислушается и отменит этот дискриминационный налог. В противном случае есть повод говорить о несоблюдении взятых на себя Украиной обязательств в рамках Соглашения об ассоциации.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора