В октябре 2020 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 4184, также известный как «законопроект о налоге на Google». По состоянию на 17 февраля 2021 года Рада приняла его за основу.
Основная цель законопроекта — увеличить доходы госбюджета путем налогообложения электронных услуг, предоставляемых нерезидентами физическим лицам на таможенной территории Украины.
Соответственно, законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс в части поставки нерезидентами электронных услуг физическим лицам и предоставления нерезидентами услуг по рекламе.
Как это работало раньше? Резиденты (юридические лица и физические лица — предприниматели), которые покупают рекламу у нерезидентов (ее производство и/или ее распространение), уплачивают налог по ставке 20% от суммы таких выплат за собственный счет.
Как предлагает законопроект? Налог на услуги по производству и/или распространению рекламы будут платить нерезиденты по общей ставке 15%. То есть вместо покупателей услуг налог будут платить продавцы [услуг] по другой ставке (15% вместо 20%).
Стоит отметить, что отечественное законодательство, регулирующее порядок предоставления электронных услуг и их налогообложение, содержит ряд пробелов. Предоставление электронных услуг через интернет не предусматривает физического присутствия компании-поставщика в стране потребления, а дает возможность предоставлять электронные услуги из любой точки мира.
Сегодня иностранные компании, предоставляющие электронные услуги на территории Украины, не платят НДС в бюджет Украины, поскольку в законодательстве не предусмотрена обязанность для таких компаний регистрироваться в налоговых органах и платить НДС.
Соответственно, поскольку иностранные компании — поставщики электронных услуг не могут платить НДС на территории Украины, за них эту обязанность выполняют конечные покупатели таких услуг (потребители).
В то же время в законодательстве предусмотрена обязанность платить НДС за потребление электронных услуг только для субъектов хозяйствования (юридических лиц и физических лиц — предпринимателей). Таким образом, в Украине при покупке электронной услуги физическим лицом от компании-нерезидента такая операция не облагается НДС.
Со своей стороны, если электронные услуги предоставляет компания-резидент Украины, то она платит НДС. Такие условия ставят в неравное положение иностранные и украинские компании, которые осуществляют одинаковую деятельность в сфере предоставления электронных услуг.
Практика налогообложения компаний за электронные услуги в стране их предоставления является не новой и широко используется в других странах. Например, в Евросоюзе создана система Mini One Stop Shop (MOSS), которая позволяет субъектам хозяйствования декларировать и уплачивать НДС в стране потребления услуги, не регистрируясь плательщиком НДС в общем порядке.
Законопроект предусматривает включение нерезидентов в перечень лиц, являющихся плательщиками НДС в Украине. Планируется упростить процедуру регистрации плательщика НДС для поставщиков-нерезидентов. Можно будет зарегистрироваться удаленно в электронной форме на специально разработанном веб-портале.
Украинские пользователи электронных услуг обеспокоены тем, что налогообложение компаний-нерезидентов приведет к удорожанию самих услуг. Такие опасения вполне закономерны, поскольку формирование конечной цены продукта включает в себя также расходы на налоги, которые понесет продавец.
Однако считаем, что принятие законопроекта является необходимым шагом как для наполнения бюджета, так и для уравновешивания требований к украинским и иностранным компаниям, предоставляющим электронные услуги. Кроме того, это уравняет цену на такие услуги для физических и юридических лиц в Украине, что повысит конкурентоспособность отечественных поставщиков.