Фото: facebook.com/verkhovna.rada.ukraine
Прозрачность работы власти — один из признаков демократии. Украина делала как шаги вперед, так и назад в этом направлении. Однако получила еще один шанс на прогрессивное освещение работы органов власти, а также привлечение общественности к принятию управленческих решений.
Трансляция заседаний коллегиальных органов
13 января 2021 года народными депутатами Украины был зарегистрирован проект закона об усилении открытости работы органов местного самоуправления и Верховной Рады (№ 4582). Документом предлагается использовать цифровые инструменты для обеспечения прозрачности работы органов власти.
Проектом закона, в частности, предлагается предусмотреть:
- 1) обязательную прямую видеотрансляцию всех пленарных заседаний местных советов на их официальных веб-страницах в интернете. Видеозаписи заседаний будут храниться и размещаться в свободном доступе на официальном сайте совета бессрочно. Кроме того, протоколы сессии совета должны быть открытыми, храниться бессрочно и публиковаться на официальном сайте;
- 2) прямую видеотрансляцию заседаний комитетов Верховной Рады, а также слушаний в комитетах, кроме закрытых заседаний и слушаний в закрытом режиме, на своих веб-страницах на официальном веб-сайте парламента. В то же время протокол и стенограмма каждого заседания комитета, кроме закрытых заседаний, должны быть размещены на официальном веб-сайте Верховной Рады;
- 3) внесение изменений в Регламент Верховной Рады относительно ведения на официальном сайте парламента прямой видеотрансляции всех пленарных заседаний, заседаний комитетов, парламентских слушаний и слушаний в комитетах, кроме закрытых заседаний и слушаний в закрытом режиме.
Зато альтернативный проект изменений в закон «О местном самоуправлении» по гласности в работе органов местного самоуправления» (№ 4582-1) предлагает обеспечить гласность деятельности только органов местного самоуправления.
В проекте предусмотрено обеспечение видео- и аудиофиксации, трансляции проведения пленарных заседаний местных советов в режиме реального времени в сети интернет, а также обнародование на официальном веб-сайте совета протоколов сессии.
Публичные консультации
Проект закона «О публичных консультациях» (№ 4254) регулирует вопросы проведения консультаций в процессе формирования и реализации государственной политики, а также решения вопросов местного значения.
В законопроекте определены принципы проведения публичных консультаций, права и обязанности органов власти и заинтересованных сторон, а также предложен порядок проведения публичных консультаций.
Определены следующие формы проведения публичных консультаций:
- электронные консультации на официальном сайте органа власти для получения предложений или ответов на вопросы;
- публичные обсуждения (в частности, заседания за круглым столом, слушания, конференции, фокус-группы, встречи, интернет-, видеоконференции);
- адресные консультации через передачу заинтересованным сторонам консультационного документа для выяснения его позиции по существу проекта/акта.
Стоит отметить и то, что законодатель предлагает разрешить одновременное проведение консультаций в различных формах. Кроме того, установлено, что срок проведения публичных консультаций не может составлять менее 15 рабочих дней.
Согласно ч. 1 ст. 11 проекта закона № 4254, срок проведения публичных консультаций определяется субъектом властных полномочий с учетом сложности вопроса, срочности, приоритетности, сроков выполнения задач, необходимости проведения публичного обсуждения.
Международные документы
Кодекс лучших практик участия общественности в процессе принятия решения, утвержденный на Конференции международных неправительственных организаций Совета Европы 2009 года, определяет консультацию как форму инициативы, когда органы государственной власти просят неправительственные организации выразить их мнение относительно конкретного политического вопроса политического процесса.
Консультация обычно включает информирование неправительственных организаций органами госвласти о текущем состоянии политического процесса и просьбу прокомментировать, высказать мнения и отреагировать. Инициаторами и авторами тем являются органы государственной власти, а не неправительственные организации.
В Кодексе указано, что консультация актуальна на всех этапах процесса принятия решений, особенно для составления проекта, мониторинга и повторной формулировки.
Следует обратить внимание на то, что Руководящие принципы по общественному участию в процессе принятия политических решений от 2017 года содержат такой принцип, как доступность благодаря использованию четкой лексики и соответствующих средств участия, оффлайн или онлайн, и на любом устройстве.
В соответствии со ст. 24 Руководящих принципов, органы публичной власти должны предоставлять общедоступные комментарии о результатах консультаций, особенно информацию по причинам принятых окончательных решений.
Проекты законов №№ 4582 и 4254 позволят шире привлекать граждан к политическим процессам и способствовать транспарентости работы органов власти. От решения парламента зависит, будет ли это сделано, а также, когда именно.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора